Перейти к основному контенту
Тюмень ,  
0 

«Мы меняем методы ведения бизнеса»

Тюменские мостостроители делятся антикризисными рецептами
«Мы меняем методы ведения бизнеса»

Корреспондент РБК Тюмень встретился с генеральным директором ООО «Мостострой-12» Алексеем Мельниченко. В ходе беседы глава компании, ведущей в регионе два проекта, рассказал, что мешает завершить строительство крупнейшей транспортной развязки в городе, почему не просто реконструировать «Рощино», объяснил суть взаимоотношений с «Корпорацией Развития» и поделился секретом, как в кризисное время можно сохранить и увеличить маржинальный доход.

- Алексей Валерьевич, один из крупных объектов в Тюмени, который вы ведете – строительство транспортной развязки на улице Монтажников. До сих пор не можете его до конца сдать, в чем проблема?

- На развязку мы вышли еще в 2012 году. Это достаточно сложный и интересный объект. Он состоит из основного хода через железнодорожные пути, протяженностью 774 метра и двенадцати съездов и заездов. Движение по основному ходу моста и несколько съездов были открыты в рабочем режиме в прошлом году.

Сегодня открыты съезд №1 с улицы 30 лет Победы на Монтажников, съезд № 2 – с основного хода на 30 лет Победы. Съезды №№ 3 и 4 пока не работают. Причина банальная – не перенесены инженерные коммуникации. Перенос был запроектирован, в свое время от собственников сетей были получены технические условия для проектирования. Но все затянулось, а через какое-то время срок действия этих техусловий закончился. Соответственно, собственник коммуникаций заявляет, что условия уже просрочены и выдвигает новые, а значит снова необходимо перепроектировать перенос инженерных коммуникаций.

Сейчас идет перепроектирование. Выход проектов из экспертизы запланирован на 1 квартал 2016 года, после чего будут объявлены конкурсы на выполнение строительно-монтажных работ.

Далее съезд №4 попадает на территорию, где собственниками земли и арендаторами являются частные компании. Мы к ним обратились с предложением передать нам в аренду часть земли. Мы ее перемежуем - тут отрежем, там добавим. Они сначала согласились, но потом начали выдвигать другие требования. В общем, до сих пор не пришли к согласию в этом вопросе. Думаю, что весной 2016 года мы приступим к работам, а летом откроем движение и по съездам №№ 3 и 4.

Препятствием к строительству съездов №№ 5 и 6 являются теплосети УТСК, которые проходят над землей. Это отголоски прошлого, когда в этом районе еще не было бурной застройки. По сетям такая же ситуация, как и с инженерными коммуникациями - были получены техусловия, выполнен проект, пройдена экспертиза. А потом время прошло, срок годности техусловий вышел, и собственник сетей меняет условия.

Кроме того, изменилось региональное законодательство. Теперь область за счет собственных средств такие переносы не делает, но есть определенное соглашение между властью и собственниками сетей. В общем, достаточно сложная процедура. Уверен, что эту проблему мы тоже решим к весне следующего года, и пустим движение по этим съездам не позднее осени 2016 года.

Если говорить про съезды №№ 7 и 8, то здесь мы столкнулись с переносом высоковольтных линий 110 кВт. Сложно и долго искали пути решения с собственником сетей – Тюменьэнерго. В итоге пошли путем соглашения между энергетиками и Управлением автомобильных дорог Тюменской области.

Собственник сети будет проектировать, выполнять перенос линий за свой счет, затем предъявит затраты области, и они будут компенсированы. Процедура длительная, мы надеемся, что процесс завершится к лету. Осенью 2016 года мы должны запустить движение по этим съездам.

Съезд № 9 работает. Десятый – грунтовый - идет вдоль основного хода с ул. Республики на 50 лет ВЛКСМ. Мы там сейчас работаем и планируем завершить в текущем году.

- Это самая крупная развязка в Тюмени?

- В областном центре - точно. Очень интересно было работать на этой развязке по основному ходу, черед Транссиб. Уникальный опыт взаимодействия со Свердловской железной дорогой. Мы получали «окна» для возведения путепровода. То есть во время монтажа, надвижки через железную дорогу, движение по рельсам под развязкой останавливалось.

- А какими по времени были «окна»?

- Самое маленькое – 1 час, самое большое – до 6 часов. Это была очень серьезная операция – монтаж укрупненного элемента весом 130 тонн над путями производился двумя кранами (один, колесный, грузоподъемностью 120 тонн, другой – гусеничный, грузоподъемностью 220 тонн).

- Но ведь вы не впервые сталкиваетесь с такой работой?

- Мы уже с железной дорогой работали, но в таком объеме было впервые.

- Когда развязка заработает в полном объеме?

- В следующем году, осенью. И учитывая все сложности, возникшие с перепроектированием, с изменением техусловий и так далее, заказчик продлил нам действие контракта на год. По первоначальным срокам мы должны были сдать развязку в декабре 2015 года.

«Мы меняем методы ведения бизнеса»

- Стоимость проекта увеличилась?

- Стоимость контракта никто не пересматривает. Она составляет 13 млрд 950 млн рублей. Но себестоимость работ выросла.

- Как продвигаются работы по второму крупному проекту – реконструкции аэропорта «Рощино»?

- В конце 2016 года произойдет очень значимое событие – мы откроем современный аэропорт с большими и комфортными терминалами. Сегодня пока площади сжатые, в эксплуатации только левое (внутренние авиалинии) и правое (международный сектор) крылья, а также старое багажное помещение.

Могу вам сказать одно – очень сложно заниматься реконструкцией. Построить новый аэропорт «с нуля» на другом месте было бы намного легче, а перестраивать существующее, да еще, чтобы порт функционировал, принимал и отправлял рейсы - очень сложная, но интересная задача.

В начале реконструкции мы столкнулись с серьезными сложностями, но сейчас, закончив первый этап, введя два помещения второго этапа, привыкли, и далее работаем с совершенно другой скоростью. Конечно, очень помогает служба технического заказчика, которым является Управление капитального строительства Тюменской области в лице Александра Викторовича Старцева, заказчики – АО «терминал Рощино» в лице Сергея Алексеевича Лебедева и ООО «Аэропорт Рощино» в лице Игоря Сергеевича Лужбина.

- А по срокам успеваете?

- Да, сроки напряженные, но реальные. Успеваем.

- Центральную часть аэропорта удастся запустить к декабрю?

- Да, как и запланировали.

- Сумма контракта?

- 3,7 млрд рублей

- Еще один проект вы завершили буквально неделю назад – открыли мост через реку Тура по ул. Челюскинцев.

- Рабочее движение запущено. Сдали на три месяца раньше сроков, предусмотренных государственным контрактом. При этом, в связи с длительным решением вопроса выкупа строений у собственников зданий, приостанавливали работы на 4 месяца. Ускорения удалось достичь за счет оптимизации процессов, круглосуточной работы и профессионализма сотрудников. Особых сложностей с возведением путепровода не было, объект не уникальный и привычный для нас.

В ноябре мы установим систему мониторинга - определенные датчики, которые будут отслеживать текущее состояние несущих конструкций моста и передавать в диспетчерскую.

- В последнее время все мосты и развязки в регионе вводятся в рекордные сроки. Это некий соревновательный дух у компаний проснулся?

- Мало того, способность подрядчика опережать договорные сроки – это внутренняя экономия.

- Это не влияет на качество?

- Абсолютно нет. Невозможно работать в ущерб качеству, поскольку технический и строительный контроль внутри компании и со стороны Заказчика очень серьёзный.

- А могли мост на Челюскинцев еще раньше сдать?

- Могли. Помехой являлось, в частности, долгое решение вопросов с пятью собственниками земельных участков и строений. Из-за этого останавливали стройку с декабря 2014 по апрель 2015 года.

- Губернатор озвучил грандиозные планы по дорожному строительству в городе и области. Работы на ближайшие годы хватит всем?

- Планируется достаточно много транспортных развязок - где-то с эстакадами, где-то без них. Ближайшая перспектива – возведение моста через реку Тура на улице Мельникайте. Перспективы и планы большие, мы, безусловно, будем участвовать в конкурсах, и надеемся, что наше предложение будет наиболее интересным. Тем более, мы присутствуем в Тюмени, у нас есть база.

- Уже известно, что улица Мельникайте на пересечении с ул. Республикой пройдет под землей. Сложный проект для тюменских строителей?

- Не сложный, но для Тюмени первый. Это будет не закрытый тоннель, а открытый, с подпорными стенками, как например на Садовом кольце в Москве.

- Какие проекты вы реализуете на Ямале?

В ЯНАО заключен договор с «Роспан Интернешнл» на строительство подъездной дороги, куста и мостов на Восточно-Уренгойском месторождении (100 км от Нового Уренгоя). Контракт заключен, начало работ – ноябрь 2015 года. Мы сейчас проводим работы по организации всех процессов.

Мы также работаем на Мессояхе (заказчик «Газпромнефть-Развитие»), строим мосты. Когда установится зимник, работы будем продолжать.

На полуострове Ямал являемся генеральным подрядчиком по обустройству первого этапа строительства Новопортовского месторождения. В этом году завершаем строительство центрального пункта сбора нефти, кустовых дорог и четырёх мостов. Плюс у нас законтрактованы мосты, в планах еще семь. Есть перспективы дальнейшего сотрудничества.

- А в Югре в чем проблема? Нечего строить?

- В ХМАО мы активно строили мосты на Приобском месторождении. Сегодня у нас там нет объектов. Но планы есть, если будут торговаться какие-то лоты, мы, безусловно, будем принимать участие. Нам интересен этот регион с точки зрения логистики.

«Мы меняем методы ведения бизнеса»

- Прочитала, что вы собираетесь судиться с «Корпорацией Развития» по поводу моста через Надым. Прокомментируете эту ситуацию?

- Мы выполнили работы, предъявили документы к подписанию. Часть документов о выполнении работ подписали, но по ним нет выплат. Плюс есть работы, которые выполнены, но не приняты по разным причинам. Мы сейчас решаем эти вопросы в Арбитражном суде.

История такова, что мы в определенный момент времени выполняли работы, но не получали за них деньги. А за свой счет строить крупный объект сложно. Поэтому работы были остановлены, после чего заказчик подал документы на расторжение контракта. Объект на тот момент был готов на 75%. При этом компания могла работать, просто требовалось решить финансовый вопрос.

Но объект был передан другому подрядчику, он закончил строительство, правда, только автодорожной части. Мы же смонтировали 4 железнодорожных пролета из 12 необходимых. Насколько я знаю, работы по железнодорожной части пока не ведутся.

- Ваша компания активно участвует в тендерах за пределами тюменского региона. В родном субъекте не хватает работы?

- Просто у нас есть и силы, и средства для участия в строительстве в других регионах. Мы сейчас рассматриваем конкурсы по Пермскому краю, Казани, Санкт-Петербургу, по Восточной части России – это Якутия, Иркутская область. В частности, в Иркутской области сейчас проводится неплохой конкурс на строительство дороги стоимостью 3 млрд рублей.

В Якутии мы зашли на строительство искусственных сооружений (мосты, причал) на дороге к Чаяндинскому месторождению. Компания возводит шесть мостов в регионе и причал на реке Лена в районе поселка Пеледуй (субподряд у ЗАО «Стройтрансгаз»).

Мы и дальше планируем участвовать в конкурсах на внутренние объекты, которые проводит ЗАО «Стройтрансгаз». Кроме этого, хотим заходить на Восток с отсыпкой дорожного полотна.

Участвуем в грандиозной стройке в Удмуртии. Проект представляет собой строительство 15 км дороги с мостом через реку Кама (около километра длинной), мостом через реку Камбарка (150 метров), мостом через Вагановку (150 метров), через реку Буй (300 метров). Нужно 4 млн кубов грунта отсыпать. Окончание работ - в сентябре 2016 года.

- А кадров хватает на выполнение всех работ?

- На сегодняшний день у нас есть постоянная часть персонала, а есть - переменная. То есть при сокращении объема работ переменная часть уменьшается, а при необходимости расширяется, увеличивается. Есть работы, которые требуют очень серьезных профессиональных навыков, а есть менее сложные, поэтому дефицит есть, но он решаем. Всего же в компании заняты около 3,5 тыс. работников.

Кроме этого, в строительных компаниях практикуется шефство над профильными учебными учреждениями. Это и выплаты стипендий учащимся, заключение договоров о намерениях принятия на работу и так далее. Мы тоже проводим эту работу.

- То есть вы отличаетесь от большинства компаний, которые в кризис проводят сокращения штата?

- Есть желание и намерение сохранить коллектив. В том числе поэтому мы участвуем в различных конкурсах в других регионах России. Мы будем активно расширяться, чтобы зарабатывать, увеличивать маржу.

- Ну не может же такого быть, что кризис вообще на вас никак не сказался.

- Сложнее стало работать. И вообще, подход меняется к ведению бизнеса. Усложняется. Времена большой маржи прошли, когда в России было много денег, в том числе и в ТЭК. Сейчас надо менять подход к эффективности работы, внедрять новые технологии для оптимизации, перестраивать бизнес-процессы.

- Вы возглавляете компанию с 2013 года. Довольны своей деятельностью?

- Считаю, что нельзя довольствоваться тем, что есть. Нужно еще многое сделать. Мы еще не достигли того, что планировали. Кроме того, поставленные стратегические цели постоянно дополняются и преобразуются. Были определенные планы развития, внешняя ситуация изменилась и нужно проводить корректировку, улучшать процессы.

- РБК-рейтинг в сентябре опубликовал исследование - в числе 500 российских компаний с крупнейшей выручкой за 2014 год оказался и «Мостострой-12». Ваша выручка составила 16 млрд рублей, увеличившись на 1%, а прибыль – 0,45 млрд рублей, что в 4,4 раза больше, чем в 2013 году. По итогам 2015 года удастся сохранить рост?

- Думаю, к концу года мы освоим не более 12-13 миллиардов. То есть все-таки стагнация есть, выручка упадет. Упадет ли чистая прибыль? В цифровом выражении, конечно. Будем оценивать позже.

- Попадание в топ крупнейших компаний РФ дает стимул к дальнейшей работе?

- Рейтинг является стимулирующим фактором для любого – и для частного лица, и для компании. Конечно, это дополнительная мотивация улучшаться постоянно. Сейчас, с падением экономики, я даже не могу спрогнозировать, останемся ли мы в рейтинге. Потому что спад есть у всех, и пока непонятно, какая ситуация будет по итогам года. Но остаться хочется, стратегией это предусмотрено. Будем бороться.

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 23 апреля
EUR ЦБ: 99,36 (-0,21)
Инвестиции, 22 апр, 16:37
Курс доллара на 23 апреля
USD ЦБ: 93,25 (-0,19)
Инвестиции, 22 апр, 16:37
Все новости Тюмень
ФСБ задержала омского священнослужителя за икону с Бандерой Общество, 14:48
Муж Блиновской заявил об угрозах расторгнуть с ним контракт о службе Общество, 14:39
Погибшая российская волейболистка перед смертью рассталась с парнем Спорт, 14:35
Аэропорт Минвод отменил рейс после сообщения о дефекте на полосе Общество, 14:35
Прокуратуру попросили проверить Минтранс из-за очередей на КПП в ДНР Общество, 14:31
Инъекции с отравой: три неочевидных риска для компании при работе с ИИ Pro, 14:31
Ставку российской пятиборки с нейтральным статусом отдали юниорке Спорт, 14:25
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
СПЧ обратилась к послу Турции из-за недопуска Turkish Airlines россиян Общество, 14:23
В Германии соратника депутата Европарламента задержали за шпионаж Политика, 14:23
В Литве не поддержали предложение лишать ВНЖ за поездки в Россию Политика, 14:23
В тюменский строительный кластер войдут компании из других регионов РФ Тюмень, 14:20 
ФАС обнаружила картельный сговор при реализации двух нацпроектов Экономика, 14:16
Власти назвали инвестора фишпарка в элитном районе Тюменской области Тюмень, 14:14 
Шольц обвинил Путина в «присвоении Канта» Политика, 14:13