Перейти к основному контенту
Тюмень ,  
0 

Сегодня все вверх ногами, но через год предприятие будет в «шоколаде»

Первое интервью нового директора компании «Мостострой-12» Станислава Кушнаренко
Сегодня все вверх ногами, но через год предприятие будет в «шоколаде»

- Станислав Григорьевич, две недели назад вы возглавили крупное тюменское предприятие «Мостострой-12». Расскажите, когда вам поступило предложение?

- Предложение возглавить компанию поступило в начале мая, не будем лукавить. Проведение Совета директоров компании было назначено на 16 мая, а накануне мне позвонил главный акционер и владелец холдинга и сказал, что если я не возражаю он поставит вопрос о моем назначении на голосование.

Для меня его мнение очень важно, потому что нас связывают долгие дружеские и производственные отношения. Я не мог отказать.

- Предложение стало для вас неожиданностью, или вы предполагали такое развитие событий?

- Ситуация в «Мостострое-12» уже в течение года была достаточно сложной. Ряд управленческих решений, которые должны были привести к улучшению состояния компании и благополучию всего коллектива, занятого на предприятии, к сожалению, не увенчались успехом. Со стороны было видно, что необходимо менять подход к работе, иначе можно потерять предприятие.

- А что это были за решения, не увенчавшиеся успехом? Можете озвучить?

- Я не хочу вдаваться в подробности. Давайте мы это оставим за скобками. Я могу сказать только одно: на сегодняшний день положение у «Мостостроя-12» очень непростое, катастрофически не хватает оборотных средств.

- РБК-рейтинг в сентябре опубликовал исследование - в числе 500 российских компаний с крупнейшей выручкой за 2014 год оказался и «Мостострой-12». Выручка составила 16 млрд рублей, увеличившись на 1%, а прибыль – 0,45 млрд рублей, что в 4,4 раза больше, чем в 2013 году. Почему у столь благополучной на вид компании возникли проблемы?

- Я могу, но не хочу давать оценки предшественникам. Эти вопросы не ко мне, а к владельцам компании и к тем людям, которые трудились ранее. Будем разговаривать, когда пройдет 100 дней или полгода с моего назначения, тогда посмотрим, что за это время будет сделано коллективом.

Если говорить о цифрах, то по итогам 2015 года финансовые показатели были значительно скромнее. Особых побед не было. Сложившуюся ситуацию усугубили собственные упущения, внешние факторы, экономическое состояние предприятия, неправильные управленческие решения.

При этом сложности начались еще в 2014 году. Очень непорядочно в свое время с «Мостостроем-12» поступили на проекте мостового перехода через реку Надым на Ямале (строители перестали выполнять работы на объекте, когда заказчик не заплатил уже за выполненные объемы. «КР» подала документы на расторжение контракта, мост был передан другому подрядчику - прим. ред.). Я глубоко убежден в том, что причина для расторжения контракта была надуманной, а конфликт искусственно создан. Я знаю всю подоплеку этого дела. И очень хорошо знаком с округом, потому что жил и работал там 37 лет.

По этому вопросу мы продолжаем судебную тяжбу с «Корпорацией Развития». Все суды и экспертизы, которые проведены по заявлению ответчика или заказчика, по поручению судебных инстанций, приняты в пользу «Мостостроя-12». Но второй стороной конфликта постоянно подаются кассационные жалобы, что затягивает процесс и уменьшает шансы на возврат денег.

Я уверен, что если бы этого конфликта не возникло, и «Мостострою-12» обеспечили бы условия для выполнения работ, предусмотренные действующим на тот момент договором, то мост через Надым был бы сдан на год раньше, и в полном объёме, включая железнодорожный мост.

Мы имеем достаточно неплохую репутацию на рынке и активно участвуем в торгах, в конкурсных процедурах для того, чтобы заходить на новые объекты. Но все это требует определённых решений: выполнения обязательств перед заказчиками и залоговых обязательств, обновления технического парка предприятия (буровых установок, самосвалов, кранов). Я не хочу сказать, что техники мало и она в плохом состоянии, но при наших амбициозных планах, которые сейчас ставят передо мной акционеры и коллектив, их явно недостаточно.

- То есть нужно техперевооружение?

- Довооружение. География работы компании обширна. Это Тюмень и Дальний Восток, БАМ, Якутия и Казахстан, Санкт-Петербург и Удмуртия, Ямал и ХМАО. Такая разбросанность наших объектов не позволяет быстро мобилизовать технику для выполнения начальных этапов строительства. Поэтому ее банально требуется больше.

- Но средств на покупку нет?

- Естественно. Сегодня мы достаточно ограничены в финансах. Есть обязательства перед коллективом по частичному погашению ранее невыплаченной заработной платы, по работе с подрядчиками. Кроме этого необходима мобилизация для выхода на новые объекты. А не всегда выставленные и заключаемые контракты предполагают авансирование. Поэтому надо иметь запас собственных оборотных средств, а это при нашей работе и стоимости объектов очень большие суммы. Это сотни миллионов, если не миллиарды рублей.

Поэтому сейчас надо выбирать между своими желаниями и возможностями. Мы достаточно избирательно подходим к предложениям, иногда отказываемся от заманчивых, потому что не видим возможности мобилизоваться и достойно выйти на объект.

- Выбираете проекты, где возможен аванс?

- Да. Если есть контракт, предусматривающий аванс, это в приоритете для нас, где бы этот объект не находился, и по какой бы схеме там не происходило наше участие (генподряд, субподряд, генподряд в концессионном соглашении).

- Каков процент таких авансовых контрактов на рынке?

- Максимум 40%. Бюджетные контракты сейчас практически все идут без авансирования, недропользователи также предлагают работать без предварительного финансирования. Единственное, что предполагает аванс - это участие в концессионных соглашениях и ГЧП. Там уже сформирован пул инвесторов.

- За что сейчас компания возьмется в первую очередь? Какие планы?

- Предстоит большая работа. Но мы расставили приоритеты. Главное на сегодняшний день – это выплата заработной платы. Потому что есть обязательства руководства и владельцев компании перед коллективом, который вверил нам свою судьбу. Тех людей, которые работают практически с момента образования «Мостостроя-12».

- По данным трудинспекции, «Мостострой-12» задолжал своим работникам более 54 млн рублей. Почему возник такой крупный долг? Когда произойдет полный расчет с работниками?

- Это не заработная плата. Это премия, которая была начислена инженерно-техническим работникам за их участие в строительстве мостового перехода через реку Надым. Поскольку мы ни копейки не получили за этот объект, а с нас еще и сняли деньги, то у нас не было источника для выплаты этой премии. Но она была уже начислена, были осуществлены все проводки, все были оповещены через расчетные листы о том, что им эта премия положена. Так что она переросла в разряд задолженности по заработной плате.

Мы объяснили и трудовой инспекции, и департаменту экономики, и руководству области, что понимаем свою ответственность и примем все меры по выплате. Но она образовалась в силу сложившихся причин. С формальной точки зрения, контролирующие органы абсолютно правы. Это уже наши проблемы, и мы все выплатим, думаю, до конца июня.

Более того, мы сегодня со всеми работниками заключили официальные соглашения, что каждому помимо основного долга покроем еще и проценты по усредненной банковской ставке за пользование все это время, по сути, их деньгами.

– Что приоритетно во вторую очередь?

Это выбор тех участков работы, где необходимо сконцентрировать имеющиеся финансовые средства и материальные ресурсы.

Если говорить о Тюмени, то нам необходимо совместно с заказчиком в этом году ввести съезды по переходу через Транссиб (развязка по ул. Монтажников), как минимум четыре. Препятствуют реализации этого проекта сложности с переносом инженерных коммуникации. Нет выноса линии ВЛ-110 и теплотрассы УТСК, что мешает сделать пять съездов. Есть проблемы с дооформленнием земельного участка с одним из собственников земли.

Тем не менее, проекты по реализации всех этих проблемных участков готовы. Все они прошли экспертизу и сейчас дорабатываются. А кое-что уже сдано на экспертизу по подтверждению сметной стоимости. Сейчас наша задача – в летний период все эти работы исполнить. На сегодняшний из графика мы не выбиваемся.

В конце 2016 года, как и обещали, откроем современный аэропорт «Рощино» с большими и комфортными терминалами.

Кроме того, в этом году завершение работ по мостовому переходу через Каму в районе Ижевска. Сам мостовой переход полностью закончен, но до середины августа нужно закончить автомобильную дорогу. Отсыпать ее, уплотнить, покрыть асфальтом, сделать бордюры и отбойники. С таким расчетом, чтобы к сентябрю этот объект был готов к вводу в эксплуатацию на 100%.

Кроме этого нам нужно выполнить все обязательства по обустройству Новопортовского месторождения «Газпромнефти» на Ямале. В проекте порядка семи мостов, которые до августа будут введены в эксплуатацию. Движение по ним мы обязательно откроем. Это дело чести коллектива. Мы не скрываем, что дорожим этой работой и отношениями с крупным заказчиком.

Кроме этого в планах на текущий год завершить мостовой переход через реку Лена в Якутии и выйти на переход с железнодорожным мостом через реку Зея.

- Какие задачи лично перед вами поставили акционеры?

- Вывести предприятие в лидеры и сократить издержки производства. Компания на рынке 20 лет, в штате более 4 тыс. сотрудников. Надо смотреть в будущее: реализовывать существующие проекты и получать новые.

Двадцать лет существования предприятие шло только вверх, но потом наметилась какая-то стабилизация. А может быть просто достигли того уровня, выше которого подниматься стало опасно. Ведь нельзя объять необъятное, компания огромные проекты делала и в денежном выражении, и в физических объемах. Дальше началось снижение по всем показателям. И руководитель, и владелец почувствовали неудовлетворенность от своего труда, от работы коллектива. Не будем сейчас говорить, почему так, но нужно было принимать быстрые решение, тем более после неожиданного ухода экс-директора Алексея Мельниченко.

- Для вас его уход стал неожиданностью?

- Да. Хотя я его часто по-дружески критиковал за некоторые административные решения. Где-то за мягкотелость, неопытность. Он очень молодой руководитель, но перспективный, добросовестный. Лично у меня к нему никаких претензий не было и нет. Но итоги работы коллектива – это лучший показатель эффективности руководителя. Каким бы золотым и хорошим человеком ты ни был, но если коллектив работает все хуже и хуже, то нужно делать выводы и принимать управленческие решения.

Моя личная задача на новом посту – привести компанию к уровню 10-летней давности. В это время предприятием руководил Александр Забарский, после - Владимир Ващенко. Последний уже давно на пенсии, но, тем не менее, это непререкаемый авторитет в мостостроении. А для коллектива это тот человек, на которого мы все должны равняться в своей работе.

Честно скажу, как только мне сделали предложение, в тот же вечер я его пригласил в аппарат на любую должность, хоть вместо себя. Просил приехать и помочь хотя бы советом. Но он, к сожалению, отказался. Его собственное здоровье и семейные обстоятельства не позволяют отлучаться из Новосибирска надолго.

- Кого еще пригласили поработать под вашим началом?

- Многих. В их числе и те, кто в свое время ушел из коллектива «Мостостроя-12». Спасибо им, они все откликнулись и вернулись. Это будут назначения от уровня заместителя генерального директора до простых исполнителей. Среди них Анатолий Евсеев, Ирина Алексеева, Сергей Бойко, Виталий Шкода.

Сегодня в компании все перевернуто с ног на голову. Я хочу, чтобы у нас от момента принятия решения до его воплощения проходило как можно меньше времени. Сегодня все не так: производство на вторых ролях, а на первых - факторинги, мониторинги, контролинги, много других вещей.

- А насколько управленческая структура компании изменится?

- Кардинально. И в самое ближайшее время. Но раскрывать всех тонкостей я бы не хотел.

- Преобразования коснутся подразделений?

- Здесь перемен не будет. Все созданные нами подразделения и дирекции будут работать и дальше. Даже будет воссоздана одна из ликвидированных ранее – Новоуренгойская дорожная дирекция. Более того все директоры без исключения будут переназначены в должностях. Сейчас они имеют приставку «исполняющий обязанности», но это ненадолго.

А вот уже внутри подразделений – процесс гибкий. Например, у нас в Удмуртской Республике работает мостостроительная дирекция, заточенная на возведение мостов. А мы сейчас участвуем в этом регионе в конкурсных процедурах по строительству автомобильной дороги. То есть подразделение нужно будет переориентировать на дорожное строительство. Поэтому какие-то бригады и участки мы передадим в другие дирекции, а эту наполним специалистами-дорожниками.

- Сокращение рабочих кадров предвидится?

- Наоборот, будем набирать. На все реализуемые объекты нам сейчас нужно около 500 человек. В Удмуртию надо 300 человек, на Новопортовское месторождение – 64, в Восточную дирекцию -более 100 рабочих, в Тюменскую мостостроительную дирекцию на возобновление работ по ул. Монтажников нужно минимум 70 человек, а то и больше.

- О портфеле заказов расскажите?

- Это секрет.

- Хорошо. Но насколько он сформирован?

- Сейчас как раз формируется. Мы участвуем в торгах по очень большим проектам и у нас есть все шансы стать победителями. Два из этих объектов находятся в Уральском федеральном округе, два – в Приволжском ФО, несколько – в Республике Удмуртия. Если все получится, то в конце года предприятие будет если не в «шоколаде», то очень плотно покрыто шоколадной глазурью.

- Каковы перспективы работы в Тюменской области?

- Мы собираемся участвовать практически во всех конкурсных процедурах в регионе. Не зря «Мостострой-12» изменил три года назад регистрацию с Нового Уренгоя на Тюмень и перевел в область всю свою базу. Мы пришли для реализации той программы, которую губернатор со своей командой обозначил на территории Тюменской области. Мы претендуем на все объекты, которые торгуются. При этом адекватно оцениваем наши возможности, нацелены на очень большую мобилизацию техники и трудовых ресурсов в Тюмени.

- Несмотря на новое назначение, вы остались у руля и крупного завода ООО «Тюменьстальмост имени Тюменского Комсомола». Как будете совмещать эти должности? Удастся ли вообще это сделать, учитывая проблемы «Мостостроя-12»?

- Буду управлять двумя компаниями. Совмещать. Опыт у меня есть. Хотя скажу честно: сейчас езжу на «Тюменьмстальмост», как на базу отдыха. Там процесс налажен, коллектив сформирован. Все работает, как часовой механизм. Главное – не мешать, не навредить, вовремя обеспечить заказом, финансовыми ресурсами для приобретения металла и материалов.

В этом году мы планируем произвести 43 тысяч тонн конструкций. А для «Мостостроя-12» достаточно 50% того, что выпускает «Тюменьстальмост». То есть мы полностью обеспечены мостовыми конструкциями и нам не надо договариваться о металлических конструкциях на стороне.

- Подведите финансовые итоги прошедшего года для «Тюменьстальмоста»?

- Мы закрыли все заказы, выполнили все, что намечали. Оборот компании составил 4 млрд рублей, чистая прибыль порядка 150 миллионов. На этот год портфель заказов полностью сформирован.

- В каких сейчас проектах участвуете?

- Мы сейчас изготавливаем мостовые конструкции «Мостострою-11» для строительства моста через реку Тобол на 124 км трассы Тюмень – Ханты-Мансийск. Работаем на двух объектах в Казахстане, на Дальнем Востоке, делаем конструкции для реконструкции набережной имени Макарова в Санкт-Петербурге.

- А про расширение производства не думаете?

- Пока нет такой необходимости. Нам для собственных нужд объемов хватает полностью, половина продукции уходит другим заказчикам. Да и территориально увеличивать завод просто некуда - мы зажаты на 14 гектарах.

- Возможно ли такое развитие событий: везде, где работает под вашим руководством «Мостострой-12» заходит и «Тюменьстальмост»?

- Мы стараемся это делать. Если «Мостострой» выигрывает какой-то конкурс, то это даже не обсуждается. А вот наоборот - сложнее. Потому что производитель металлоконструкций не волен определять подрядчика по их монтажу. Тем не менее, все равно есть планы и в этом направлении, но мы их оставим за рамками этого разговора. Не будем забегать вперед.

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 25 апреля
EUR ЦБ: 98,91 (-0,65)
Инвестиции, 24 апр, 17:11
Курс доллара на 25 апреля
USD ЦБ: 92,51 (-0,79)
Инвестиции, 24 апр, 17:11
Все новости Тюмень
В США арестовали разработчиков анонимного криптокошелька Samourai Wallet Крипто, 11:21
В инвестбанке «Синара» обновили оценки для бумаг технологического сектора Инвестиции, 11:15
Ракова рассказала об обучении педагогов колледжей работе с нейросетями Город, 11:11
Парковка на улицах Москвы будет бесплатной в майские праздники Авто, 11:09
Росфинмониторинг раскрыл детали финансирования теракта в «Крокусе» Политика, 11:08
Как цифровые технологии смогут трансформировать франчайзинг в России Отрасли, 11:07
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России Pro, 11:04
Говорим красиво и убедительно
Видеоуроки В. Вишневского и 40 других курсов в Уроках Легенд
Подробнее
На заборе посольства Франции в Москве нарисовали черепа и кости Политика, 11:04
IT-компания «Светофор» сообщила о планах листинга «префов» на бирже СПВБ Инвестиции, 11:02
В Париже с мельницы кабаре «Мулен Руж» рухнули лопасти Общество, 10:58
Зачем предпринимателям регулярный внутренний аудит Отрасли, 10:52
МИД назвал военной целью России возможные ядерные объекты НАТО в Польше Политика, 10:50
Украинец пытался уплыть из страны на надувном матрасе. Видео Политика, 10:49
15 мая состоится форум «Технобудущее российского бизнеса» РБК Events, 10:47