Эксперт: будущее национальной нефтяной индустрии - за ТРИЗами
Гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности назвал Арктический шельф «журавлем в небе»Развитие трудноизвлекаемых запасов (ТРИЗов) Тюменской области – самый реальный путь развития национальной нефтяной индустрии. «Остальные предложения вроде Арктического шельфа – это все журавли в небе», - заявил генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов в рамках подготовки к Тюменскому международному инновационному форум «НЕФТЬГАЗТЭК».
«При нынешних ценах говорить о добыче на арктическом шельфе в обозримой перспективе не слишком серьезно. Государство должно сосредоточить усилия на поддержке самых реальных проектов. А это как раз ТРИЗы Западной Сибири. Это поможет нам и в импортозамещении, и в развитии высоких технологий в ТЭКе, и в создании новых рабочих мест», - цитирует слова Константина Симонова пресс-служба форума.
Г-н Симонов напоминает, что добыча нефти с газовым конденсатом в России в январе-августе 2015 года составила 354,514 млн тонн. «Идея простая – если себестоимость позволяет, надо компенсировать падение цен объемом добычи. Какие главные проблемы? Первое – нужно вовлекать в добычу новые месторождения. По оценке Минэнерго, добыча нефти на новых месторождениях - со сроками ввода в эксплуатацию не более 5 лет – находится на уровне 7%. А новая нефть - это сейчас как раз то, что мы называем ТРИЗАМи – трудноизвлекаемыми запасами», - уточнил эксперт.
Но для разработки ТРИЗов нужны новые технологии и умение их применять. «Вот вам и проблема условий работы сервисных компаний, а также импортозамещения в отрасли. У нас, по данным правительства, доля импортного оборудования в ТРИЗах – 50%. И это еще средняя температура по больнице. Скажем, в сегменте программного обеспечения доля импорта доходит до 90%», - отмечает г-н Симонов и добавляет, что потенциал для решения данных вопросов у РФ есть.
«Все же в советское время всю нефть мы добывали сами. Это я не к тому, что надо всех нерезидентов выгнать, как советуют некоторые коллеги. Партнерство нужно. Но наращивать долю российских сервисных компаний, способствовать тому, чтобы российские компании сами искали решение проблем по ТРИЗам, включая и знаменитую Баженовскую свиту, просто необходимо, - считает Симонов. - Примеров успешной добычи трудноизвлекаемой нефти в мире полно. Самый, наверное, яркий - это сланцевая нефть США. Бум добычи с Северной Америке сделан «руками» именно американских компаний. И вот что интересно – наши либералы, которые не устают рассказывать байки про нефть как ресурсное проклятье России, на «ура» воспринимают сланцевую революцию в США. Выходит, что даже сторонники этой сомнительной теории признают, что добыча нефти может быть полезной для страны».
Эксперт приводит и другие яркие кейсы. Например, Норвегия использовала свои месторождения не просто для того, чтобы создать приток денег в бюджет, но и для того, чтобы сформировать мощнейшую национальную индустрию – как в области сервисных услуг, так и в производстве нефтегазового оборудования.
Напомним, VI Тюменский международный инновационный форум «НЕФТЬГАЗТЭК» пройдет 16-17 сентября в Западно-Сибирском инновационном центре при поддержке правительства региона.