«Дочку» правительства ХМАО, «закопавшую» миллиарды в болоте, ждет аудит
Депутаты Думы ХМАО намерены организовать независимую проверку деятельности югорской региональной электросетевой компании. Вопрос о проведении депутатских слушаний по этой теме будет поставлен сразу после того, как организация подготовит отчеты за 2015 год. По словам парламентариев, необходимо дать правовую оценку действиям топ-менеджмента и окружных чиновников, входящих в состав совета директоров, по вине которых на протяжении многих лет происходит неэффективное использование бюджетных средств и, в том числе, совместных денег Тюменской области, ХМАО и ЯНАО.
«То, что сейчас происходит с ЮРЭСК - большое горе. Мы вкладываем миллиарды, а результат отрицательный. Компания-монополист убыточна, закредитована, строит объекты энергообеспечения в чистом поле, которые никому не нужны, - пояснил РБК Тюмень депутат Госдумы Владимир Сысоев. - На первом месте у руководства предприятия стоит не цель – обеспечить гарантированное, с низкими тарифами, снабжение потребителя, а цель – просто построить объекты, и в очередной раз потратить деньги. И, к сожалению, за это сегодня никто ни с кого не спрашивает, и никто не несет ответственность. Поэтому должен быть проведен полноценный аудит финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а прокуратура должна задаться вопросом: кто принимал эти решения, и кого нужно привлечь к ответственности».
Объемы финансирования региональной компании, действительно, объяснить сложно. «ЮРЭСК» присутствует всего на 15% территории ХМАО, при этом основное развитие жилищного строительства и предпринимательства находятся в зоне, к которой предприятие не имеет никакого отношения. Однако стоимость фактически осуществленных и планируемых мероприятий инвестиционной программы ОАО «ЮРЭСК» на период 2012-2017 годов составляет более 11 млрд рублей. Эта цифра сравнима со стоимостью инвестиционных программ таких игроков, как ОАО «ЮТЭК-РС», ООО «СГЭС», ОАО «ГЭС» (Нижневартовск), МУП «СРЭС» (Сургутский район), МП «ГЭС» (Ханты-Мансийск) вместе взятых на тот же период. Стоимость инвестиционной программы югорской компании также двукратно превышает стоимость инвестиционной программы ПАО «СУЭНКО», которое обслуживает Юг Тюменской области, являющийся лидером по росту нагрузок и жилищному строительству (около 1,2 млн кв.м. жилья в год).
Все эти цифры говорят о завышении необходимых объемов строительства в рамках инвестиционной программы как по количественным, так и по финансовым параметрам. Взять, к примеру, Кондинский район, численностью населения около 34 тыс. человек (населенные пункты здесь разбросаны на расстоянии в 100-400 км друг от друга).
Общая стоимость планового финансирования инвестиционной программы 2012 и периода 2013-2017 годов составляет для этого малозаселенного, расположенного на болотистой местности района, 4,1 млрд рублей. На эти деньги «ЮРЭСК» строит новые электрические сети взамен старых. Для сравнения, стоимость инвестиционной программы ООО «СГЭС», обслуживающего Сургут с населением в 340 тыс. человек, на тот же период равна 2,3 млрд рублей. Рост текущих и перспективных нагрузок в Сургуте в десятки раз выше, чем в Кондинском районе, но весьма скромной инвестпрограммы «СГЭС» хватает, чтобы обеспечить все необходимые мероприятия в строительстве электрических сетей для обеспечения жилищного строительства, бизнес активности, объектов социальных объектов и т.д.
Фактически получается, что программа «ЮРЭСК» нацелена на необоснованное создание резерва, в 3-4 раза превышающего необходимую потребность. Некоторые респонденты РБК Тюмень прогнозируют, что построенный парк мощностей не будет востребован в ближайшие 15 лет, некоторые считают, что гораздо дольше. Это связано с отсутствием развития района.
«Кондинский район – один из самых отстающих в округе по основным социально-экономическим показателям. Там ничего нет, - говорит помощник депутата окружной думы, депутат Урая Леонард Насибуллин. - В первую очередь газоснабжения. Поселки топят нефтью. Дополнительные энергомощности строятся под какое-то развитие, под производство, под инвестиции. А какое здесь развитие? Здесь один завод по переработке дикоросов в Междуреченском, второй - МДФ в Мортке. Им много мощностей не надо. Дома отапливаются дровами, многоэтажек почти нет, много аварийного жилья. Для чего «ЮРЭСК» тут строит – непонятно. Интернет-связи нормальной нет, газа нет. Можно было бы говорить о развитии предпринимательства если бы хотя бы дорогу на Тюмень построили. Но ее нет – куда вести товар, зачем развиваться?».
Эксперты также обращают внимание на новое техническое решение, применяемое менеджментом «ЮРЭСК» - строительство сетей 20 КВ. Данный опыт успешно реализован в Европе с высокой плотностью населения. Для реализации этого проекта применяются исключительно зарубежные технологии с высокой стоимостью, заменить их российскими решениями невозможно. Поэтому стоимость данных проектов – как минимум в два раза выше отечественных аналогов. С учетом низкой нагрузки мощностей в ХМАО неэффективность этого метода очевидна, - говорят специалисты.
«Сегодня в России в основном строят 10-киловольтные сети. Распределительные 20-киловольтные проводят достаточно редко и в первую очередь там, где высокая плотность населения, - поясняет профессор, заслуженный работник Единой Энергетической Системы России Александр Семериков. - Например, в двух перспективных районах Екатеринбурга – Солнечном и Мичуринском, в которых будет большое количество людей жить, это подходит. Для Москвы, Петербурга – это перспективно. А для сельской местности, маленьких городов, строить 20-киловольтные сети – очень затратно и неправильно. В маленьких населенных пунктах ХМАО может быть даже проще поставить где-то дизельный генератор, чем строить такую дорогостоящую сеть».
Стоит отметит, что реализация инвестпрограммы «ЮРЭСК» осуществляется на фоне отсутствия тарифных источников. В 2012-2015 годах мероприятия превышают экономически обоснованные (учтенные в тарифных решениях) более чем на 2,3 млрд рублей. И единственный источник менеджмент компании формирует для себя не за счет оптимизации стоимости и рациональности строительства, а за счет привлечения кредитов. Это хорошо видно из годовых отчетов.
Согласно им, «ЮРЭСК» является убыточной компанией (в 2013 чистый убыток составил почти 160 млн рублей, в 2014 году - более 735 млн рублей,), в связи с этим она систематически не выполняет финансовые обязательства перед контрагентами, имеет серьезные просрочки по платежам, некоторые из контрагентов вынуждены обращаться в суды. На конец 2013 года компания имела кредиторскую задолженность в объеме более 2,5 млрд рублей, при этом задолженность «ЮРЭСК» перед банками составляла 2 млрд 987 млн рублей. В 2014 году компания, судя по всему, начала решать проблему долгов перед контрагентами посредством банков. Так, объем заемных средств вырос на 1,64 млрд рублей и составил 4 млрд 634 млн рублей. В то же время кредиторская задолженность резко снизилась – до 362 млн рублей.
В настоящее время кредиты компании превышают годовую выручку более чем в 2,5 раза. Долг перед банками перевалил за 5 млрд рублей. Его обслуживание обходится в 600 млн рублей в год. В Сбербанке для «ЮРЭСК» открыта возобновляемая кредитная линия для финансирования текущей хозяйственной деятельности вплоть до 2017 года. К сожалению, в банке отказались отвечать на вопрос о том, чем руководствовалась финансовая организация, выдавая займы предприятию с неустойчивым состоянием и учитывался ли риск возможного дефолта.
С самого момента основания «ЮРЭСК» является убыточной и, по мнению депутатов, менеджмент компании уверен, что нерадивость управления должны оплатить потребители Тюменской области, ХМАО и ЯНАО.
«Последние годы единственное, чем занималась «ЮРЭСК» (кроме того, что демонстрировала свою глубокую убыточность и неэффективность) – скупала МУПы, которые действовали, как распределители денег в сфере электроэнергетики. Все это скупалось у муниципалитетов за счет средств уставного капитала и на деньги из программы «Сотрудничество», - говорит Владимир Сысоев. – В итоге мы получили нерадивого монополиста в округе, что привело к печальным последствиям: к увеличению тарифов для конечного потребителя. Особенно для населения. А теперь эту информацию активно скрывают и озвучивать проблему никто не хочет».
По непонятной причине власти ХМАО вкладывали в «ЮРЭСК» колоссальные суммы, не обращая внимание на тот факт, что активы компании, построенные в результате реализации инвестиционной программы, по сути ничего не стоят.
«Они не приносят дополнительного полезного отпуска. Стоимость строительства одной условной единицы «ЮРЭСК» превышает аналогичную стоимость многих других крупных электросетевых компаний более чем в два раза», - признался один из чиновников правительства Югры, пожелавший остаться неназванным. Однако он отказался пояснить, почему власти допускают появление нерационально составленных инвестиционных программ, которые не отвечают целям и задачам ни муниципалитетов, ни округа, ни предпринимателей, ни потребителей. На официальный запрос, отправленный РБК Тюмень в Департамент по управлению госимуществом ХМАО (является учредителем ОАО «ЮРЭСК»), ответ пока не пришел.