Что происходит с авторынком «тюменской матрешки»
Автомобильный рынок «тюменской матрешки» вырос по итогам первых шести месяцев 2017 года. Увеличение продаж у некоторых дилеров достигает 70%. Журналисты РБК Тюмень выяснили, какие марки машин пользуются особой популярностью и от чего зависят продажи.
В Тюмени и ХМАО предпочитают Hyundai, на Ямале — Kia
На российском рынке новый автомобиль в первом полугодии 2017 года можно было купить в среднем за 1,34 млн рублей, что на 3,3% больше, чем за аналогичный период 2016 года. Средняя стоимость иномарки достигла 1,55 млн рублей (+3,3%), российского автомобиля — 0,58 млн (+5,1%). В стране было реализовано более 666 тыс. новых легковых машин (+6,8%), сообщили РБК Тюмень в аналитическом агентстве «Автостат»
Количество новых легковых автомобилей, проданных в Тюменской области, равно 6,3 тыс. машин (рост на 24,8%). В ХМАО автодилеры реализовали 10,5 тыс. автомобилей, что на 26,6% выше аналогичных показателей прошлого года. На Ямале рынок вырос на 10% (продано почти 3 тыс. автомобилей).
В Тюменской области популярностью пользуются Lada (продано более 1 тыс. машин, +31,5% к аналогичному периоду 2016 года), Kia (+27,5%), Hyundai (+70%), Renault (+49%) и Volkswagen (+69%). Выросли продажи Lexus: за шесть месяцев обладателями автомобиля премиум-класса стали 150 человек (+11%). Но есть марки, которые показали падение. В частности, в регионе стали меньше покупать Toyota (-1%) и Skoda (-6%).
В Югре в тройку лидеров по продажам вошли Kia (+35,7%), Hyundai (+68%) и Toyota (16,7%). Интересно, что жителей ХМАО также интересует и отечественный автопром. В частности, продажи Lada выросли на 27,7%, УАЗ — на 37%.
«На Ямале, наоборот, марка УАЗ не пользуется популярностью. За отчетный период продажи автомобиля сократились на 47%. В минус ушла и реализация машин Nissan (-18,2%). Нарастили продажи относительно июня прошлого года Toyota (+18,8%), Hyundai (+34,7), Kia (+45%)», — рассказал РБК Тюмень руководитель пресс-службы «Автостата» Азат Тимерханов.
Что влияет на продажи машин
Снижение спроса на отечественные машины в отдельных регионах отмечают и продавцы. Коммерческий директор «Атлант-Авто» (официальный дилер УАЗ в Тюменской области) Алексей Кругликов рассказал журналисту агентства, что на это повлияли несколько факторов. «Во-первых, в прошлом году наблюдался рост реализации машин. А, как известно, после подъема всегда следует падение. Во-вторых, основную часть продаж занимали УАЗ СГР (специальные грузопассажирские машины). Сейчас идет взаимозаменяемость на УАЗ «Патриот» и «Пикап», но их цена выше в полтора раза», — рассказал РБК Тюмень Алексей Кругликов.
Он опасается, что продажи будут снижаться и дальше. Есть информация, что внутри подразделений одной из крупных нефтяных компаний с 1 января 2018 года автомобили УАЗ СГР будут исключены как обслуживающие транспортные средства. Также на уменьшение популярности отечественных машин влияет сокращение скидок по программам утилизации и trade-in. Если в прошлом году они достигали 120 тыс. рублей, то сейчас в разы меньше.
Популярность автомобилей Hyundai менеджер отдела продаж «Восток Моторс» Василий Ковалев объяснил появлением новых Solaris. «Участились случаи приобретения машин индивидуальными предпринимателями, небольшими таксопарками. К осени, думаю, рост продолжится. В частности, в продажу поступит новый автомобиль корпоративного сектора (машина представительского класса). Рассматривается возможность, что среди заказчиков появятся и бюджетные организации, чего ранее не было», — рассказал эксперт.
При этом он считает, что спрос на автомобили будет, несмотря на повышение цен в среднем на 1,5-3%.
В группе компаний «Автоград» объяснили общий рост рынка эффектом «низкой базы» 2016 года и активным развитием автокредитования (в основном за счет госпрограмм и кредитов, субсидированных представительствами автобрендов). По их данным, в регионе наблюдается рост по автомобилям класса B (+32%). Среди них Kia Rio, Hyundai Solaris, Lada Granta, Lada Vesta, Volkswagen Polo. На 44% выросли показатели реализации автомобили сегмента SUV (Sport Utility Vehicle или Suburban Utility Vehicle — «спортивно-утилитарный» или «практичный спортивный автомобиль»). Среди малого класса в лидерах Renault Kaptur, Hyundai Creta, Renault Duster. Среди среднего — Ford Kuga, Toyota Rav4, Kia Sportage. Здесь прирост составляет 18%.
«В нашем холдинге рост немного выше рынка — 29% (по УрФО — 26%). Локомотивами продаж остаются Кia, Renault, Niva, Ford, Land Rover, Volvo. Они делают основной плюс», — отметили в компании. Там также добавили, что во втором полугодии ожидают стабилизацию роста в районе 15-20% к прошлому году.
Как изменился рынок автокредитования
Рост авторынка повлиял и на банковскую сферу. Так, например, в тюменском «Сетелем Банке» (дочернее учреждение Сбербанка) за первое полугодие рост автокредитования составил 50%. Объем и количество выданных займов там назвать отказались. Особой популярностью у клиентов этого кредитного учреждения пользуются Kia, Hyundai, Renault, Nissan, Toyota. Среди премиальных марок, продажи которых также растут, лидируют Lexus, Infiniti, Mercedes, Porsche, Audi, Land Rover.
В ВТБ24 в «тюменской матрешке» объем автокредитования за первое полугодие 2017 года по сравнению с прошлым годом вырос на 34%. Банк выдал в Тюменской области, ХМАО и ЯНАО 1690 автокредитов на сумму 1,1 млрд рублей, рост по количеству займов — на 14%. Лидерами продаж по-прежнему остаются автомобили марок Lada, Kia и Huindai.
При этом, по данным отчетности АЕБ, в премиальном сегменте замечен рост на 19% по отношению к 2016 году. «Это является отличительной чертой тюменского рынка, в других регионах УрФО премиальный сегмент растет значительно сдержаннее бюджетного», — добавил управляющий региональным операционным офисом «Тюменский» ВТБ24 Гариф Ромашкин.
Среди причин роста рынка банкиры в том числе называют государственную программу поддержки автокредитования.