Перейти к основному контенту
Тюмень ,  
0 

Тюменский завод создал ноу-хау. Оно сэкономит миллионы и поможет людям

Фото: Тюменьстальмост
Фото: Тюменьстальмост

Российский бизнес тяжело переживает сегодняшний экономический кризис. Счастливым исключением стал «Тюменьстальмост имени Тюменского Комсомола», который, напротив, наращивает производство и выходит за пределы рынка нашей страны. Предприятие получает крупные подряды к ЭКСПО-2017, строит дорогу, которую открывает лично президент Путин, успешно реанимирует довоенные изобретения Старого Света. Дело дошло до того, что супервостребованная компания вынуждена отказываться от заманчивых предложений, поскольку просто не в состоянии отработать весь объем поступающих заказов. В интервью РБК Тюмень генеральный директор «Тюменьстальмост» Станислав Кушнаренко рассказал, как за несколько часов установить мост и подвинуть конкурентов в Питере, зачем бесплатно кормить рабочих и как правильно «бросить леща» правительству.

- Станислав Григорьевич, «Тюменьстальмост» начал работу шесть лет назад, и за этот достаточно короткий срок уже успел завоевать не только российский рынок, но еще и выйти за его пределы. В стране кризис, а вы наращиваете объемы выпускаемых металлоконструкций. Как вам это удается?

- Действительно, в этом году мы планируем превысить показатель в 45 тысяч тонн, причем без особых нагрузок. (Для сравнения, результат прошлого года – 42 тыс. тонн – прим. ред.). Пока кризис на нас не сказался, у нас полная загрузка. А это значит, что он не сказался не только на нас, но и на наших заказчиках. Уже 1 января было все расписано вплоть до 31 декабря. Из этих 45 тысяч тонн, кстати, половина (22,5 тысячи тонн) уйдет в Казахстан.

- Насколько мне известно, в Астане «Тюменьстальмост» принимает участие в строительстве железнодорожной эстакады, которая возводится в рамках подготовки к ЭКСПО-2017. Как вам удалось получить такой крупный контракт?

- Мы давно начали работать с Казахстаном. Огромную помощь, конечно, оказал наш губернатор Владимир Якушев. Несколько лет назад он собрал всех желающих предпринимателей в самолет, и раз – в один областной центр свозил, потом – в другой. Там мы встречались с руководством субъектов, с заказчиками, хозяйственными руководителями. В итоге мы построили в Астане один автомобильный мост через Есиль (Ишим), в Павлодаре - мост через Старый Иртыш, два путепровода через железную дорогу в Алмате. То есть мы, как минимум, два-три года присутствуем на рынке Казахстана, и у нас там уже сложились некоторые отношения с заказчиками. Заказчиком строительства эстакады выступают Казахские железные дороги. Они, кстати, там еще усиленно строят железнодорожный вокзал, предлагали нам и в этом проекте участвовать, но у нас в этом году уже все расписано. А обещать и не сделать, или кого-то «отодвинуть» мы не можем. Поэтому участвуем только в создании подхода к этому вокзалу.

- Как это происходит: вы поставляете туда металлоконструкции, а строят они сами?

- Не только поставляем, но и помогаем алматинскому «Мостоотряду 8» монтировать эти конструкции, работаем там под их эгидой. Что они, что мы по объемам делаем примерно одинаково. Начали в феврале этого года, а полностью закончим поставку конструкций в декабре.

- А на следующий год у вас есть планы по работе в Астане?

- Посмотрим, что будет. У них есть планы, по опыту Казани, соединить аэропорт с железнодорожным вокзалом. Если они начнут воплощать их в жизнь, потребуется еще одна такая же эстакада – до аэропорта от вокзала 7 километров. Так что посмотрим…

- При этом у вас и в России работы хватает, хотя здесь у вас достаточно конкурентов – это и «Воронежстальмост», и «Курганстальмост» и многие другие. Например, в Санкт-Петербурге есть своя группа – Ижорские заводы, но тем не менее «Тюменьстальмост» принял участие в строительстве объездной дороги в Питере. Как удается делить рынок с конкурентами?

- И делим, и меньшей ценой иногда берем - по-разному. По большому счету, рынок большой, места всем хватает. В северной столице мы строили автомагистраль Западный скоростной диаметр – это объездная дорога вокруг Петербурга, которую открывал Владимир Путин. Действительно впечатляющее сооружение. И Питер оно разгружает очень здорово. Если мне не изменяет память, мы туда поставили где-то 14 тысяч тонн мостовых металлоконструкций. А буквально два дня назад наш главный инженер вернулся оттуда - нам предложили еще один объем сделать. Думаем.

- А какие проекты завод сейчас реализует в родном тюменском регионе?

- Тут все пока произведено. В Тюмени это и мост на Монтажников, и мост через Туру по Челюскинцев, и мост через Туру в районе деревни Яр по объездной дороге. Это и развязка около торгового центра Южный по Мельникайте. В Ялуторовске переход через железную дорогу открывали весной. Все уже нами изготовлено и поставлено давно, нас просто не видят. Все же лавры «Мостострою» достаются (смеется). Им аплодируют, а нас даже не всегда приглашают на открытие.

А так, говоря о ближайших перспективах, до конца этого года мы закончим изготовление и поставку конструкций для автомобильного моста через Каму в районе Ижевска. Объем где-то 16 тысяч тонн.

Вообще, наверное, нет такого региона в России, где бы нас не было. В Казани, например, к Универсиаде развязку делали, президент Татарстана ее открывал, а наш завод получил благодарность от мэра города. Работали в Якутии, Туркменистане… За 6 лет мы сделали 200 тысяч тонн металлоконструкций. Если их вытянуть в одну линию, то это будет около 29 километров.

Тюменский завод создал ноу-хау. Оно сэкономит миллионы и поможет людям

- На европейский рынок выходить не планируете?

- Нет такой необходимости. Мы даже на Калининград отказались работать. У нас была пробная поставка туда - 1000 тонн, но логистическая схема все «съедает», мы становимся неконкурентоспособными. Если в Тюменском регионе у нас на каждую тонну, например, накидывается 2 тысячи рублей за доставку, в пределах Казахстана – 4-4,5 тысячи рублей, то в Калининград – уже 11-14 тыс. руб. Там есть заводы ближе, которые может быть, дороже выпускают, но с учетом доставки продукция получается дешевле. Поэтому мы абсолютно исключили свое участие в таких проектах.

- Разработкой этого года для «Тюменьстальмоста» стал быстровозводимый универсальный мост «Тайпан». Говорят, его можно собрать и разобрать буквально в считанные часы. Расскажите, кто его придумал?

- Вы знаете, это не наша задумка, мы просто довели ее до ума. Все новое – хорошо забытое старое. Все это было изобретено до Великой Отечественной войны и использовалось еще, так скажем, в Старом Свете и англичанами, и немцами. Может быть, не в таком варианте, как сейчас, но это было. Конструкторы вместе с нашим проектным институтом, который находится в Новосибирске, все возродили, доработали, и мы воплотили проект в жизнь. Сделали демонстрационный экземпляр, собрали, посмотрели, разобрали, кое-что после этого еще доработали, и в настоящее время он у нас лежит готовый.

Собрать такой мост можно за сутки силами четырех человек. По большому счету, если это делать, например, в армейских условиях, то и грузоподъемной техники не надо. Недаром же раньше говорили, что несколько солдат из стройбата заменяют экскаватор. Ну или можно использовать любой манипулятор. Самая тяжелая часть этого моста весит всего 500 килограммов, он из звеньев собирается.

- Для каких целей разрабатывали «Тайпан», где его можно использовать?

- Несколько лет назад у нас на заводе была делегация из Тульской области и из Удмуртии. Идею, по сути, подкинул вице-губернатор Тульской области. В этом регионе очень много населенных пунктов, фактически отрезанных от цивилизации, где живет от 10 до 100 человек. И люди все практически уже пенсионного возраста, там ничего не производится, не делается. Они просто живут своим хозяйством, им покупают соль да сахар, и все. Но все равно до них надо при необходимости Скорой помощи доехать, организовать какое-то автобусное сообщение. Не всегда это получается, люди жалуются. А строить мосты – дорого.

Тот «Тайпан», который у нас лежит на заводе, 18 метров длиной (хотя, отмечу, его можно сделать любой длины – и 30, и 40-метровым). Так вот наш будет стоить 6-7 миллионов рублей, а если строить капитальный мост – это обойдется примерно в 70 миллионов. Вот такое соотношение. Единственный недостаток «Тайпана» – это реверсивное движение, то есть однополосное. Но он вполне пропускает скорую помощь, автобус, пожарную машину, бензовоз – хоть что. Такой мост может разбираться, переноситься, но в целом он круглогодичного пользования, никаких инженерных сооружений при этом на берегах строить не надо.

- Уже есть заинтересованность со стороны потенциальных покупателей?

- Отклики-то есть и в Тюменской области, и за пределами. Но это пока так, вприглядку. Мы разослали свои предложения в МЧС, в Росавтодор. Собирались сделать широкую презентацию, собрать здесь глав муниципальных образований, представителей МЧС, Минобороны для того, чтобы все показать, но все руки не доходят. В конце лета было приглашение от заместителя министра обороны РФ Анатолия Антонова поучаствовать в выставке в Подмосковье, но мы так и не собрались. Простое наше разгильдяйство, все некогда, все какие-то другие заботы.

Тюменский завод создал ноу-хау. Оно сэкономит миллионы и поможет людям

- А еще какие-то инновационные проекты «Тюменьстальмост» сейчас разрабатывает?

- Да нет, никаких таких инновационных проектов в мостостроении быть не может, потому что все зарегламентировано. Есть строгие правила изготовления мостовых конструкций по запасу прочности, конфигурации и по всему остальному, поэтому здесь особо не пофантазируешь. Мы все-таки на 100 лет даем гарантию эксплуатации моста, который изготавливаем. Но это, конечно, с обязательным уходом: чтобы он через каждые 20-25 лет красился, чтобы агрессивная среда не использовалась, чтобы соль на него не сыпали против обледенения.

Кстати, сейчас в России разрабатывается новый вид стали, если потом разрешат делать из нее мосты, то их не надо будет красить. Такая сталь в течение 3-5 лет постепенно окисляется, образуется защитная пленка и дальше уже процесса разрушения и ржавчины не происходит. Это будет новый шаг в развитии, потому что покраска – очень дорогостоящий и трудоемкий процесс. Отечественная краска лишь 15-18 лет служит. Конечно, сейчас у нас в основном по импортным технологиям разрабатываются и выпускаются краски, которые продержатся и до 25 лет, но потом все равно надо по новой красить и защищать, это дорого.

- В нынешней политической ситуации, наверное, отечественные разработки особенно актуальны. А на вашем предприятии введение санкций как-то отразилось?

- По сути, нет. Конечно, у нас запасные части на установленные на заводе станки на 90% произведены в Европе. Это совместные разработки итальянцев, французов, немцев, австрийцев. Я говорю о плазменных, газо-кислородных машинах для резки металла. Но в целом, это все.

- Нет опасений, что режим ужесточится, и этих деталей будет не достать?

- Да не ужесточится он. С чего? Иностранцы и сами не заинтересованы в этом. К тому же у нас не оборонное направление, так что проблем нет. Просто дороже все станет, потому что курс валют растет, но от этого никуда не деться.

- Вы не только строите мосты и дороги, но и, к примеру, сейчас возводите терминал в тюменском аэропорту «Рощино». Там большой объем работ?

- Работ объем большой, а вот металлоконструкций - нет. Мы их поставили еще в прошлом году, но на данный момент сделана только половина работы. Мы уже сделали правое и левое крылья, середину полностью закончим до декабря этого года. Думаю, в январе ее уже откроют.

Если лицом стоять к аэропорту, то часть с левой стороны, где сейчас проходит регистрация, мы должны будем сдать в апреле. А правую часть - от середины до правого крыла – до декабря следующего года. То есть в декабре 2016 года весь комплекс должен быть запущен полностью.

- Еще, насколько я знаю, завод наладил выпуск модульных домов?

- Да. По технологии это как конструктор «Лего», из которого можно монтировать здания до пяти этажей - как жилые дома, так и бытовые помещения. Их легко собрать на месте из готовых конструкций за 2-4 часа. Таким образом, например, мы смонтировали около семи клубов в сельских районах Тюменской области – правительство региона финансировало. Также мы оснастили практически все дирекции нашего родного «Мостостроя-12». Делали несколько домов для Антипинского нефтеперерабатывающего завода, работаем в этом направлении и с Казахстаном. Такие дома на порядок дешевле, чем те, которые выполнены из капитальных конструкций. В одном случае они бы стоили десятки миллионов рублей, а так - буквально копейки. При этом на каждую климатическую зону у нас разработаны свои технические условия. Мы же знаем, куда будем поставлять - либо это степи казахские, либо Приполярье, либо Заполярье. Мы изготавливаем дома с учетом тепловых условий, ветряных нагрузок.

- Какие мощности у цеха по выпуску модульных домов?

- В месяц мы можем выпускать 50-70 зданий. И это без особой нагрузки, то есть, если не работать круглые сутки, в две смены. Пока цех работает не на полную мощность, но, думаю, перспективы развития есть.

- В конце прошлого года в СМИ просочилась информация, что «Тюменьстальмост» примет участие в проекте СИБУРа по строительству завода «Запсибнефтехим». Это так?

- Действительно, у нас есть предложение по изготовлению строительных конструкций для завода, но конкретики пока нет, и нет рабочей документации, которую мы могли бы рассмотреть. В проект нужно порядка 110 тысяч тонн металлоконструкций. Естественно, мы такое количество сами изготовить не сможем. Да и никто сам по себе не сможет. Скорее всего, многие заводы будут в этом участвовать. Мы честно сказали руководству СИБУРа, что на себя сможем взять 10 тыс., максимум 15 тыс. тонн.

- Сейчас один из важных проектов для северного региона - это Ямал-СПГ. Вы в нем не принимаете участия?

- Нет, но мы участвуем в обустройстве самого месторождения, поставляем различные наши конструкции как для автомобильных мостов, так и для эстакад под продуктопроводы.

Тюменский завод создал ноу-хау. Оно сэкономит миллионы и поможет людям

- Объемы работ у вас большие, предложений много. Может быть, пришло время для «перевооружения» предприятия и расширения площади завода? Какие планы по развитию?

- Что касается оборудования, то пока ничего нового нет. Мы участвуем абсолютно во всех выставках, где бы они не проводились: в Италии, Германии, России, но чего-то более совершенного, чем есть у нас, не нашли, то есть пока нечем перевооружаться.

Площадей нам тоже достаточно, и достаточно того объема выпускаемой продукции, который мы делаем. Нам сейчас главное сохранить то, чего мы уже достигли. За эти 5-6 лет мы достаточно неплохо вошли в рынок, завоевали свою нишу, зарекомендовали себя. У нас уже сформировался свой круг потенциальных заказчиков, которые знают наши возможности. И надо это сохранить.

Просто нужно плотно поработать над сокращением всех издержек. Можно было бы, конечно, сейчас нам отказаться от бесплатного питания для рабочих или их перевозки с работы домой. Это бы удешевило нашу продукцию. Но к чему это приведет? К оттоку работников, к каким-то социальным напряженностям? Если уж мы это ввели, то отказываться от этого, по крайней мере пока, невозможно, бесперспективно и неправильно.

Поэтому надо искать какие-то другие пути удешевления продукции. Хотя, если честно сказать, у нас уже очень много сделано. У нас отход металла в металлолом 8% от всего объема – это очень хороший показатель не только на территории РФ, но и вообще в мире. У нас очень эффективная энергоемкость. Вот во всей стране идет борьба за эффективность потребления энергии (не важно какой - электрической, тепловой или газа), а у нас это на уровне мировых показателей. И нам практически не за что бороться в этом направлении.

Лучший мировой показатель по выпуску металлоконструкций – это 2 тонны с 1 кв.м. полезной площади в год. Так производится в Нидерландах, в Японии. У нас под крышей 30 500 кв.м. В СССР самый хороший показатель был – 1 тонна с «квадрата». Сейчас, допустим, наши соседи – «Курганстальмост», делают по 700 кг с 1 кв.м. в год, «Воронежстальмост» - по 500 кг. Мы же до этого года выпускали 1,5 тонны с 1 кв.м. в год, то есть в два раза больше, чем наши ближайшие соседи и те, кто уже по 40-60 лет существуют на рынке. Но нам все равно есть к чему еще стремиться.

- Как я понимаю, таких результатов удалось во многом добиться благодаря тому, что на предприятии особое внимание уделяется работе с персоналом. Вы даже три года назад открыли собственное училище по подготовке кадров.

- Сейчас на заводе трудится полторы тысячи человек. Если сравнить с тем, что было 5-6 лет назад, - это небо и земля. У нас сейчас абсолютно нет проблем по инженерно-техническим работникам, конструкторам, технологам. Действительно, очень большим подспорьем является производственно-техническое училище, которое, как и завод, находится в поселке Винзили. Тут же общежитие для студентов на 100 человек. Спасибо правительству области, которое образовало это училище специально для завода. Если честно, у нас единственный в России завод, который имеет при себе училище. Раз в неделю учащиеся работают на нашем заводе, практику проходят. Между обучающимся, заводом и училищем подписано трехстороннее соглашение, и выпускники потом при желании устраиваются к нам на работу.

Тюменский завод создал ноу-хау. Оно сэкономит миллионы и поможет людям

- То есть у вас штат будет расширяться?

- Вряд ли. Скорее, будет естественное замещение. У нас же по сей день еще вахтовики работают - из Кургана, из Крыма, из разных городов - от Калининграда до Сахалина. При заводе три общежития, достаточно комфортных, на 500 человек. Бесплатная для рабочих столовая функционирует круглосуточно, медпункт - круглые сутки. То есть как производственный процесс идет круглые сутки, так и все вспомогательные подразделения по обеспечению этого производственного процесса, на заводе функционируют.

Что касается училища, там, конечно, много студентов – около 400 человек. Но там ведь учатся и те, кто пришел после 9 класса, у них еще впереди армия - они обычно отучились, ушли и мы мало кого уже видим. Целенаправленно работаем с теми, кто уже отслужил в армии и имеет специальность сварщика, слесаря… Мы берем человека на три месяца на переобучение и затачиваем его под работу на заводе. То есть это не такой процесс, что сегодня училище заработало, а завтра все выпускники уже на заводе. Идет процесс замещения, и он эволюционный, а не революционный.

- Из сегодняшней беседы с вами можно сделать вывод, что власти Тюменской области создают хорошие условия для развития бизнеса: училище построили, поездку в Казахстан для вас организовывали…

- Может быть, конечно, я «леща бросаю» правительству области, но это действительно так, команда очень работоспособная у губернатора. Очень хорошая выстроена система как подготовки работы по привлечению инвесторов, так и по их закреплению на территории Тюменской области. Вся работа с инвестором делается в комплексе. Это и предоставление земельных участков, и обеспечение инженерными коммуникациями, и налоговые освобождения, и другие преференции, например, подготовка рабочих кадров.

Наш завод на протяжении всех 6 лет ощущает очень значимую поддержку как правительства области, так и его структурных подразделений. В первую очередь это, конечно, департамент инвестиционной политики, который постоянно держит ситуацию на контроле: его руководитель Вадим Шумков и вся его команда – профессионалы. Это и главное управление строительства, которое отслеживает, контролирует, собирает какие-то предложения и пожелания, просьбы от предприятий.

И мы не скрываем, что тоже участвовали в конкурсном отборе, подавали документы, у нас были погашения процентных ставок по привлеченным кредитам, погашение части лизинговых платежей, и прочие преференции, которые нам на начальном этапе предоставлялись. Сейчас уже года два, как не предоставляются, но они, может быть, не так уже и нужны. Есть более нуждающиеся предприятия, которым надо это предоставлять, а бюджет не резиновый.

У нас много делается для поддержки бизнеса, и я не устаю об этом говорить даже на федеральном уровне. Опыт Тюменской области в этом направлении очень сильно недооценен. Тут есть что оценить, пропагандировать и внедрять на других территориях.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Все новости Тюмень
«Ъ» связал увольнение ректора Института русского языка с партнерами вуза Политика, 02:10
Над Тульской областью сбили дрон Политика, 02:08
КНДР испытала новую зенитную ракету Политика, 02:00
США ввели санкции против МЗКТ и трех китайских фирм Политика, 01:46
Два человека погибли при атаке дронов на белгородское село Пороз Политика, 01:39
Власти Украины сообщили о повреждениях в порту Южный под Одессой Политика, 01:31
МВД назвало причины задержания латвийского рэпера Платины в Томске Общество, 01:11
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Украинские военные назвали два тяжелых для ВСУ места боев Политика, 01:05
Дрон взорвался возле электроподстанции в Калужской области Политика, 00:52
Дрон атаковал село Истобное в Белгородской области Политика, 00:36
Белый дом выразил готовность немедленно возобновить поставки оружия Киеву Политика, 00:26
Американца осудили за помощь в обходе санкций против украинского олигарха Общество, 00:08
ПВО уничтожила пять беспилотников над Курской областью Политика, 00:06
Русское звено и «волшебный сезон». Как россияне переписали историю НХЛ Спорт, 00:00