Почему авиакомпания ямальских властей готовится «переехать» в Челябинск
Власти Челябинской области надеются, что перевозчик правительства Ямала, получающий крупные субсидии из бюджета, станет базовым для аэропорта столицы Южного Урала. Пострадают ли от этого пассажиры «тюменской матрешки» и сможет ли челябинской порт составить конкуренцию соседнему «Кольцово», выяснили журналисты РБК Тюмень.
Как проходят переговоры
Губернатор Челябинской области Борис Дубровский во вторник, 22 августа, в ходе пресс-конференции рассказал о том, что переговоры с АК «Ямал» идут успешно. «Мы хотели бы, чтобы авиакомпания «Ямал» стала базовой в нашем аэропорту. Переговоры с перевозчиком проходят достаточно позитивно. Компания предлагает нам межрегиональные перелеты. Мы обсуждаем компенсацию выпадающих доходов авиакомпании. Компания серьезная, у нее много новой техники. Пока она базируется в Тюмени, но готова работать и с нами», — рассказал Дубровский.
По его словам, приход в Челябинск крупного перевозчика даст толчок для развития. «Инвестиции в инфраструктуру аэропорта зависят от динамики пассажиропотока в перспективе. Непременным условием роста является наличие базовой компании», — пояснил губернатор.
Пресс-секретарь главы региона Дмитрий Федечкин рассказал, что предварительные договоренности были достигнуты в ходе Международного экономического форума в Петербурге. Но пока говорить о размере субсидий рано: идут расчеты, цифры станут известны ближе к сентябрю.
В правительстве Ямало-Ненецкого автономного округа РБК Тюмень сообщили, что региональная АК «Ямал» развивается, выходит на новые маршруты.
При этом, там заверили, что нужды пассажиров из ЯНАО и Тюменской области остаются в приоритете.
«Договоренности о деятельности авиакомпании в Челябинской области проходят в рамках подписанного губернаторами регионов соглашения о сотрудничестве. И они продвигаются позитивно. Правительство Ямала заинтересовано в развитии на сегодняшний день одной из лучших региональных авиакомпаний. Авиапарк обновляется и пополняется новыми российскими самолетами. Мы уже сделали заявку на МС21 (магистральный самолет XXI века). Главное требование — востребованность межрегиональных перелетов и экономическая обоснованность», — сообщила пресс-секретарь губернатора ЯНАО Наталья Хлопунова.
Кто больше всего выиграет от этого соглашения
По данным отчета авиакомпании за 2016 год, АК «Ямал» на 98,2% принадлежит департаменту имущества ЯНАО, на 1,8% — СП «Фоника». Получить оперативный комментарий в департаменте не удалось: директор ведомства Олеся Швагер находится в отпуске, ее первый заместитель Елена Шапошник не ответила на звонок.
Акционер СП «Фоника» Александр Забарский впервые услышал от журналиста РБК Тюмень о том, что авиакомпания может стать базовой для челябинского аэропорта. Он достаточно скептически отнесся к этому: «Все в Тюмени — кадры, техника. При чем здесь Челябинск?» «Я думаю, что это глупость какая-то. Ямало-Ненецкий округ вместе с Тюменью и Югрой вложили деньги в тюменский аэропорт», — сказал Забарский. Отметим, однако, что, по официальным данным, реконструкцию «Рощино», которым сейчас управляет «Новапорт», финансировали на равных Тюменская область и Ямал, в общей сложности работы обошлись в 3,8 млрд рублей.
Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев уверен, что «Ямал» не перевезет подавляющее число самолетов в Челябинск. «Совершенно очевидно, что сохранится присутствие в базовых для компании аэропортах в Тюмени, Салехарде, других городах», — сказал эксперт РБК Тюмень.
Однако для челябинского аэропорта авиакомпания «Ямал» действительно может стать базовой, если разместит там какое-то количество воздушных судов, а также, допустим, линейную станцию техобслуживания, техперсонал и начнет развивать маршрутную сеть.
Сейчас аэропорт «Челябинск» входит в сетевой аэропортовый проект, реализуемый ООО «Новапорт» (часть группы компаний AEON Corporation). По мнению Олега Пантелеева, это соглашение в первую очередь интересно региону и оператору аэропорта, компания же при этом получит выгодные условия базирования. «Наличие именно базового перевозчика позволяет расширять маршрутную сеть, выстраивать стыковки, повышать привлекательность аэропорта», — пояснил собеседник агентсва.
Между тем, источник РБК Тюмень, близкий к челябинским властям, сообщил, что даже, если ямальская авиакомпания не станет базовым перевозчиком, то регион будет наращивать пассажиропоток в аэропорту своими силами либо искать другого партнера.
Составит ли челябинский аэропорт конкуренцию «Кольцово»
На перспективы аэропорта в столице Южного Урала влияют численность местного населения и населения соседних регионов (примерно в радиусе 800-900 км), наличие мощной промышленной базы. «Челябинск может претендовать на достаточно большой пассажиропоток. Но у него должны быть какие-то преимущества по сравнению с Екатеринбургом, чтобы бороться за уральского пассажира. Какие это могут быть преимущества? Более широкая маршрутная сеть, прицел на какие-то регионы, более привлекательная стоимость… Сейчас об этом судить сложно», — прокомментировал Олег Пантелеев. Он отметил, что «Челябинску нужно будет найти свое уникальное конкурентное преимущество».
Базовым перевозчиком екатеринбургского «Кольцово» (входит в холдинг «Аэропорты регионов» Виктора Вексельберга), напомним, является компания «Уральские авиалинии». В пресс-службу воздушной гавани Екатеринбурга был направлен запрос с просьбой оценить шансы потенциального конкурента, ответ пока не поступил.
Между тем, в челябинском правительстве считают, что никакой борьбы не будет: аэропорты должны развиваться параллельно. Пресс-секретарь губернатора Дмитрий Федечкин также напомнил, что между Екатеринбургом и Челябинском в будущем запустят высоко-скоростную магистраль, которая только усилит процесс агломерации областей. «И в этом мы видим синергетический эффект в целом для Уральского региона», — сказал он.
При подготовке материала редакция также обратилась за комментариями в аэропорт «Рощино», министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, а также в пресс-службу авиакомпании «Ямал», но пока получить их не удалось.
АК «Ямал» базируется в аэропортах «Салехард», «Домодедово» (Москва), «Уфа» и «Рощино» (Тюмень). На 31 декабря 2016 года в авиапарке «Ямала» 29 судов. Доходы по авиационным перевозкам по итогам 2016 года выросли на 16,3% и достигли 14 млрд 869 млн рублей. Судя по годовому отчету, компания связывает рост данного показателя с расширением маршрутной сети (более 60 направлений в РФ, свыше 14 — ближнее и дальнее зарубежье), заменой типов воздушных судов, субсидированием перевозок в Крым и увеличением чартерных рейсов. В прошлом году авиакомпания перевезла около 1,5 млн пассажиров (+ 2,1% к 2015 году).
Чистая прибыль составила 5 млн 981 тыс. рублей. Часть суммы была направлена на дивиденды акционерам, вторая половина — отправилась в резервный фонд общества (299 тыс. рублей) и поощрение работников, улучшение материально-технической базы, строительство объектов инфраструктуры, приобретение техники (2,6 млн).
Вознаграждение гендиректора Василия Крюка составило 13,4 млн рублей. Отпускные выплаты — 936 тыс. рублей, компенсация за неиспользованный отпуск — 2,3 млн.
Размер окружных субсидий за прошлый год равен 540,5 млн рублей. Количество перевезенных пассажиров по субсидируемым рейсам при этом снизилось на 19%. В 2015 году окружные субсидии составили 338,2 млн, в 2014 году — 414,7 млн.