Не тренд, а стандарт: как автоматизация меняет тюменский бизнес
Автоматизация производства уже перестала быть трендом. Сейчас это скорее необходимость для любого предприятия, заинтересованного в качестве продукта, снижении издержек и увеличения конечной прибыли. О том, как внедрение цифровых технологий помогает совершенствовать бизнес-процессы, представители региональных компаний обсудили на круглом столе, организованном РБК Тюмень.
Автоматизация как основа развития
Автоматизация перестала быть мейнстримом. Для современного бизнеса — это, скорее, необходимость. Такое мнение в начале дискуссии высказала директор департамента ERP-решений компании IBS Юлия Кондрашкина. «Если раньше мы стремились к тому, чтобы произвести много продукции и потом быстро ее продать, то сейчас на первое место выходит другое — сервис, качество и снижение затрат на производство, — говорит она. — Наращивание объемов уже не ведет к успеху. А вот усовершенствование бизнес-процессов дает компаниям увеличить прибыльность».
По мнению эксперта, не все тюменские и российские компании достигли цифровой зрелости, но они на пути к этому. «Мы живем в эпоху, когда в мире уже накоплен большой объем технологий, и этим нужно пользоваться, грамотно трансформировать производственные процессы», — констатирует Юлия Кондрашкина.
При этом спикер отметила ряд отраслей, где автоматизация в России достигла очень высокого уровня. Это банковская сфера и госсектор с известным для каждого приложением «Госуслуги». «Сомневаюсь, есть ли вообще в мире более удобная система, — говорит эксперт. — Давайте признаем, что у нас это развито очень хорошо, но промышленное производство до сих пор автоматизируется по какому-то лоскутному признаку».
Лоскутная цифровизация
Бухгалтерия в программе Excel, график закупок, записанный в блокноте, и себестоимость, посчитанная «на коленке», — невозможность объединить данные в единую систему и проанализировать их в любой момент эксперт охарактеризовала как лоскутную цифровизацию.
Говоря об оценке цифровой зрелости промышленных предприятий, спикер выделила 4 уровня. По ее словам, нулевой уровень характеризуется локальной автоматизацией, когда разрозненные системы не связаны между собой. К примеру, бухгалтерский учет ведется в одной системе, складской — в другой. В итоге данные дублируются и противоречат друг другу.
Первый уровень — это уже автоматизированные предприятия, где внедрена интегрированная система планирования ресурсов предприятия (EPR). При этом ключевые процессы, такие как: производство, закуп, продажи, финансы, — автоматизированы и работают на единой платформе.
Далее следует цифровое предприятие, когда EPR-система дополнена аналитическими инструментами (BI). Это дает возможность консолидировать и визуализировать данные, полученные от разных отделов. Наконец, уровень, к которому, по мнению спикера, должно стремиться любое современное производство — это интеллектуальное предприятие, когда использование искусственного интеллекта и машинного обучения позволяет не просто анализировать данные, но и прогнозировать спрос, оптимизировать цепочки поставок и т.д.
Многие участники круглого стола высказали мнение, что на сегодня в регионе компании по уровню цифровой зрелости находятся на нулевом, либо первом уровне. Однако есть и такие, кто находится ближе ко второму уровню. Например, компания «БурСервис».
«У нас идет внедрение целой плеяды цифровых продуктов в финансовом секторе на базе решений 1С и уже развернута полноценная ERP-система. Делается сильный упор на операционное программное обеспечение, но есть и то, чего не хватает. Например, корпоративного BI-инструмента для формирования управленческой сводки (дашборда)», — поделился директор по цифровым решениям компании «БурСервис» Павел Кушманов.
Автоматизация: ключевые тренды
В ходе дискуссии эксперты также обсудили ключевые тенденции цифровой трансформации в промышленности. В первую очередь, спикеры отметили важность внедрения отчетности в реальном времени на базе интерактивных дашбордов, обеспечивающих мгновенный доступ к данным. «Отчеты, сформированные по итогам недели, месяца не дают возможность грамотно просчитать себестоимость и оценить затраты», — пояснила Юлия Кондрашкина.
Участники также выделили необходимость сквозной аналитики, позволяющей контролировать полную цепочку создания себестоимости. Отдельное внимание уделили применению искусственного интеллекта и машинного обучения для предупреждения отказов оборудования. Кроме того, обсудили значимость кибербезопасности: современные решения на базе ИИ становятся главным инструментом защиты предприятий от кибератак.
Стандартизация и унификация
Невозможно автоматизировать свой бизнес и достичь высокого уровня цифровой зрелости, пока нет порядка во всех внутренних процессах — к такому выводу пришли спикеры в ходе дискуссии. «Сначала придется стандартизировать все процессы, то есть описать и унифицировать ключевые действия, — говорит Кондрашкина. — Как мы принимаем заказ, где закупаем материал, как отгружаем товар». Только после этого, по мнению спикера, есть смысл переходить к внедрению автоматизации.
Сопротивление изменениям
Автоматизация — не просто установка программного обеспечения. Как отметили участники круглого стола, это еще и преобразование всех производственных процессов и корпоративной культуры в том числе. Генеральный директор компании «Фармасинтез-Тюмень» Владимир Кисиленко рассказал, что зачастую сложности возникают на этапе адаптации персонала к новым технологиям.
«Настолько IT вошло в нашу жизнь, что сотрудники, которые работают в компании, тоже должны быть подкованы в IT-решениях», — отметил он. В связи с этим Юлия Кондрашкина отметила, что это новый тренд в подготовке персонала, который используют как крупные, так и небольшие производства. «Они сотрудничают с вузами, чтобы получать своих сотрудников уже подкованными в этих вопросах», — рассказала она.
Данные как новый актив
В современном бизнесе данные становятся новым стратегическим активом, меняя традиционное понимание стоимости компании, отметили участники дискуссии. Если раньше основной капитал представляли собой оборудование и производственные мощности, то сегодня ключевым ресурсом выступают цифровые технологии и данные, которые способны существенно повысить стоимость предприятия. Компании с выстроенными цифровыми процессами и автоматизированными системами получают преимущество на рынке и оцениваются значительно выше конкурентов без таких решений.
«Активами до недавнего времени были только вполне понятные вещи, вроде станка, оборудования на заводе, но сейчас мы переходим в эру, когда актив — это данные и технологии, с которыми вы поднимете стоимость своего предприятия в разы», — резюмирует Юлия Кондрашкина.
Драйвер роста прибыли
На круглом столе участники также обсудили, как автоматизация процессов повышает прибыльность бизнеса.
В первую очередь, речь шла об автоматизации управления запасами. Участники подчеркнули, что внедрение систем прогнозирования и автоматического учета позволяет сократить замороженные деньги и снизить неликвиды. В результате оборачиваемость запасов увеличивается на 15-30%, а расходы на хранение — на 10-20%. Особенно это актуально для строительных компаний, где автоматизация логистики и учета помогает избавиться от простоев материалов на складах и быстро освободить оборотные средства, что немедленно влияет на прибыль.
Кроме того, эксперты отметили, что автоматизация расчетов себестоимости — ключ к росту рентабельности. Точные и своевременные данные о стоимости продукции позволяют отказаться от нерентабельных заказов и оптимизировать производственные процессы, что повышает прибыльность на 5-10%.



