Ямальские аэропорты хотят получить международный статус
Аэропорт Нового Уренгоя может получить статус международного. Результаты конкурса по выбору консалтинговой компании, которая должна разработать стратегию развития воздушного узла, уже объявлены. Работу за 1,5 млн рублей выполнит ЗАО «Центр стратегических разработок в гражданской авиации». Стратегия должна быть готова в январе 2015 года.
Заказчик – аэропорт – ждет от консалтеров прогноза спроса авиаперевозок. Предусмотрен также анализ перспективы развития и восстановления международных, внутрироссийских и региональных маршрутов.
«Запланирована разработка перспективной среднесрочной и долгосрочной стратегий позиционирования аэропорта в различных сегментах для различных авиакомпаний-клиентов (включая международное позиционирование, позиционирование на магистральных и региональных ВВЛ). Разработка предложений о перенаправлении потока пассажиров в аэропорт Новый Уренгой использующих в настоящее время аэропортовые и железнодорожные узлы Сургут, Тюмень и так далее. Определение динамики пассажиропотока аэропорта до 2035 года и предложения о регламенте работы аэропорта», - говорится в материалах закупки, объявленной на сайте торгов. Получить комментарии у специалистов ЗАО «Центр стратегических разработок в гражданской авиации» пока не удалось.
Отметим, что перевод аэропорта газовой столицы Ямала в международный статус обсуждался на уровне окружного правительства. Как сообщало «URA.Ru», заместитель губернатора ЯНАО Алексей Ситников говорил о том, что модернизированное задние будет, вероятно, состоять из двух частей – внутренних и международных авиалиний.
Между тем эксперты к идее менеджеров новоуренгойского аэропорта относятся пока скептически. «Главные плюсы этой идеи понятны: новый статус позволит аэропорту обслуживать международные рейсы, но в связи с расширением сетки полетов придется решить сразу несколько сложных задач», - рассуждает представитель одного из международных аэропортов в России, пожелавший остаться неназванным, так как условия трудового контракта запрещают ему давать оценку сторонним проектам.
По его оценке, формирование и согласование документов, которые позволят обслуживать международные суда, и открытие таможенного пункта, занимает годы. «Это очень долго, сложно и затратно. Поэтому главный вопрос – насколько оправдана данная идея для Нового Уренгоя с населением чуть больше 100 тыс. человек. – рассуждает аналитик. - Если речь идет о запуске рыночного проекта, увеличении выручки аэропорта за счет международных рейсов, то надо точно понимать, насколько международным компаниям интересно заходить в небольшой арктический город. Перевозчики «живут» в рынке и полупустые самолеты они с Ямала отправлять не будут. Еще один момент – подписание межправительственных соглашений о запуске новых международных рейсов. Это тоже достаточно сложный процесс».
Отметим, что опасения эксперта вполне оправданы – Ямал испытывает серьезные проблемы с логистикой. Авиа и жд сообщение между крупнейшими городами региона практически не налажено. Соответственно, жителям Ноябрьска или Салехарда будет непросто добраться до международного хаба в Новом Уренгое и воспользоваться его услугами.
Не исключают специалисты версии, что статус международного аэропорт готов получить под давлением нефтегазовых компаний, которым для работы нужны чартеры или технические рейсы в Новый Уренгой. В этом случае компании ТЭКа, вероятно, будут готовы покрыть затраты аэропорта, связанные с оформлением и поддержанием международного статуса.
Эксперты также считают, что можно рассматривать и другую версию: статус международного хаба Новый Уренгой получает под конкретного международного авиаперевозчика, с которым уже достигнута договоренность о запуске рейсов. Например, интересе к ямальскому небу не раз проявлял флагманский авиаперевозчик Германии – авиакомпания Lufthansa.
Напомним, статус международного в дальнейшем планирует получить и аэропорт города Салехарда.