Аналитики: Руководство «дочки» «ЮТэйра» могут привлечь к ответственности за убытки
Эксперты оценили решение «ЮТэйра» отстранить от руководства своей финансовой «дочки» - «ЮТэйр-Финанс» - весь топ-менеджмент. Такое решение может быть связано с тем, что в самое ближайшее время будут инициированы разбирательства, а членам органов управления финансовой компании и ее наблюдательного совета могут быть направлены требования о возмещении убытков. Такое мнение высказывает директор инвестиционной компании «Благодать секьюритиз» Всеволод Чащин.
«В законе сказано, что они должны добросовестно и разумно исполнять свои полномочия. Если будет доказано, что они ввели в заблуждение инвесторов, что конкретными действиями этих лиц был нанесен вред, то с этих лиц могут взыскать убыток в пользу «ЮТэйр-Финанс», - рассуждает эксперт. Он добавляет, что ответственность топ-менеджмента могла быть застрахована – в таком случае досрочное прекращение полномочий гендиректора и Набсовета необходимо для получения страхового возмещения.
Напомним, в самой компании рокировки объяснили соответствующими рекомендациями консультанта, в качестве которого был привлечен Райффайзенбанк.
В то же время на деятельности «ЮТэйра» перестановки в «ЮТэйр-Финанс» скажутся лишь положительным образом, поскольку будут снижены издержки на содержание отстраненных специалистов, добавляет Чащин.
Аналитики «Финам» расценивают последние изменения в жизни «дочки» «Ютэйра» как фактическое прекращение деятельности компании. Впрочем, они также не видят в этом событии рисков для материнской структуры. «Просто вместо финансового консультанта, который принадлежал самому перевозчику, теперь ему будет помогать решать вопросы заемного финансирования сторонняя компания, только и всего», - говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
Как ранее сообщало РБК Тюмень, авиакомпания «ЮТэйр» приняла решение досрочно прекратить полномочия Наблюдательного совета «ЮТэйр-Финанс». Как следует из раскрытия информации компании, решение продиктовано отсутствием необходимости в этом органе. Кроме того, накануне стало известно о прекращении полномочий генерального директора «дочки» авиагиганта Валентины Тимофеевой. К управлению «ЮТэйр Финанс» была привлечена юридическая компания «Правовые Инновации». Решение совпало с объявлением дефолта еще по двум выпускам облигаций «ЮТэйр-Финанс» (БО-16 и БО-08).
Разнятся мнения экспертов и относительно перспектив развития ситуации с долговыми обязательствами самой авиакомпании «ЮТэйр». По последним данным, их совокупный объем превышает 70 млрд рублей, в суды завялены иски на сумму более 700 млн рублей.
По мнению бывшего сотрудника компании, кредиторскую нагрузку перевозчика поможет снизить лишь продажа самолетов. «Никто в текущих условиях не окажет «ЮТэйру» финансовую поддержку в необходимом для авиакомпании объеме», - уверен наш собеседник. «Сам по себе самолетный бизнес «ЮТэйра» - убыточный. – продолжает он. - Но эти убытки покрывались вертолетным бизнесом. Когда самолетов стало слишком много, вертолетный бизнес не смог их покрывать, и тогда начались проблемы. К тому же, из-за роста доллара кредиты стали сразу дороже. А выручка в пересчете на реальные деньги заметно снизилась. Самолеты нужно продавать, это позволит снизить платежи и тело кредитов».
Между тем Дмитрий Баранов убежден, что помочь «ЮТэйру» просто необходимо. Произошедшее с компанией не является результатом ошибок менеджмента и политики акционеров – полагает аналитик. «Проблемы у компании возникли из-за снижения курса рубля в последние месяцы. Долговая нагрузка была вполне комфортной, и пока рубль не снижался, перевозчик спокойно гасил кредиты. Однако, как только рубль начал свое падение, у компании начались проблемы, так как доход компания получает в рублях, а расплачиваться ей приходится в иностранной валюте, в частности за поставленные самолеты», - объясняет эксперт «Финам».
Он полагает, что государство не бросит «ЮТэйр» на произвол судьбы, потому что России жизненно необходимо развивать авиаперевозки, в том числе региональные.
«Уход одного из ключевых игроков нанесет серьезнейший удар по воздушному транспорту в целом, отбросит авиационную индустрию на несколько лет назад. Кроме того, прекращение работы авиакомпании повлечет за собой рост безработицы во многих регионах, уменьшение поступлений в бюджеты всех уровней, существенное ухудшение социальной обстановки, снижение транспортной доступности сотен тысяч жителей страны. Ведь ЮТэйр дает работу не только своим сотрудникам, но и множеству других компаний, которые обеспечивают ее полеты, обслуживают парк ее воздушных судов, поставляют ей различные товары и услуги. Наконец, поддержать компанию необходимо потому, что она не просто работает, продолжая перевозить пассажиров, но делает это успешно, увеличивая свои показатели в 2014 году. Будет справедливо, если и владельцы облигаций поймут это и не станут требовать досрочного погашения и согласятся на реструктуризацию», - отмечает Дмитрий Баранов.
Напомним, на время согласования условий комплексной реструктуризации долга компания заявила, что приостанавливает все выплаты по облигациям. Владельцы бумаг, по которым был объявлен дефолт, вправе требовать досрочного погашения, но лишь после того, как привлеченный финансовый консультант договорится обо всех условиях реструктуризации, пояснили аналитики.