Тюменские власти и банкиры рассказали о реальных последствиях пандемии
Кризисный 2020 год оказался сложным для экономики региона. События пандемии привели к снижению доходов населения и представителей малого и среднего бизнеса, росту цен на недвижимость. Решение основных проблем, взлеты и падения экономики в 2020 году, а также прогнозы на постпандемийный период обсуждались на организованном РБК Тюмень круглом столе.
Экспертами по теме «Банки и финансы. Лидеры о главном» стали представители администрации Тюменской области, регионального отделения Банка России, Инвестиционного агентства региона и крупнейших банков. Модератором встречи выступил руководитель тюменского бюро URA.RU Игорь Волосин.
Результаты кризисного года
Первый и главный индикатор кризисного времени, по словам директора Департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области Антона Машукова, – это достигнутые результаты.
«Практически все экономические показатели, кроме валового регионального продукта (ВРП), который пока не посчитан, остались примерно на том же уровне, т.е. большого падения не произошло. Например, инвестиции в основной капитал стали меньше на 3%. В 2019 году было 302,9 млрд руб., в 2020 – 293 млрд. Это то, что в ближайшие три года превратится в действующие предприятия, рабочие места, налоги.
Небольшой прирост мы видим и по занятости в малом и среднем бизнесе. По данным на 10 января 2020 года это около 218 тыс. человек, а 10 января 2021 года – 219,5 тыс. Так произошло отчасти благодаря тому, что большинство мер было направлено на поддержание занятости, например, зарплатные и списываемые кредиты. К этой цифре можно прибавить самозанятых, которых сейчас уже больше 22 тысяч. Динамика занятости в МСП показывает рост и в первые три месяца этого года: цифра уже увеличилась на 1,5 тыс. человек. Третий показатель – индекс промпроизводства. Показатель вырос во многом благодаря «Запсибнефтехиму» и достиг 121,5%», – рассказал Антон Машуков.
По итогам 9 месяцев 2020 года Тюменская область стала лидером среди всех субъектов РФ по подходам к поддержке экономики в разрезе малого бизнеса. Итоги анализа за 12 месяцев Минэкономразвития объявит чуть позже.
Как удалось стать лучшими, рассказал первый заместитель генерального директора фонда «Инвестиционное агентство Тюменской области» Анатолий Картухин:
«Федеральные меры поддержки подняли всех на одну планку, а с этой планки регионы уже начали действовать самостоятельно. Так, в правительство ввело меры по уменьшению налоговой нагрузки. Плюс нужно понимать, что бюджет Тюменской области контрцикличный: у нас расходы не снизились, при этом рекордный дефицит. Был большой соблазн снизить расходы и показать хороший дефицит, но правительство на это не пошло, соответственно, все деньги перетекли в экономику».
Ключевая ставка и цифровизация
Одна из сфер, оказавшаяся на передовой в пандемию, которая приняла на себя и продолжает абсорбировать часть потерь реального сектора экономики, – это банки. По словам заместителя управляющего Отделением Банка России по Тюменской области Сергея Четверухина, 2020 год стал серьезной проверкой банков на прочность: впервые в кризисных экономических условиях банковскому сектору не потребовалась финансовая помощь от властей.
«С марта по декабрь 2020 года предприниматели региона реструктурировали кредиты на 31 млрд рублей, что составляет треть от совокупного объема задолженности по кредитам субъектов МСП. Представители малого и среднего бизнеса Тюменской области, Югры и Ямала получили кредиты на 160 млрд рублей. По сравнению с 2019 годом объем выданных кредитов вырос на 20%. Самыми популярными из госпрограмм стали целевые займы на возобновление деятельности под 2% годовых. Рекордный рост показал рынок ипотечного кредитования. По сравнению с 2019 годом, объем выданных кредитов вырос в 2020 году на 50%.
Важным событием для банковского сектора стало и снижение ключевой ставки Банка России: в 2020 году она уменьшалась 4 раза. Удешевление заемных средств вслед за снижением ключевой ставки стало фактором роста кредитного портфеля как субъектов МСП, так и ипотечного портфеля жителей региона.
Сейчас экономика восстанавливается, растет внутренний и внешний спрос, усилилось инфляционное давление. Мы видим, что денежный рынок и рынок облигаций уже заложили в цены активов возможность повышения ставки. Совет директоров Банка России 19 марта 2021 года принял решение повысить ключевую ставку до 4,5% годовых. Это позволит вернуть годовую инфляцию к нашей цели вблизи 4% в первом полугодии 2022 года.
В условиях эпидемии очень помог высокий уровень цифровизации российских банков, многие сервисы были доступны онлайн. За 2020 год объем операций по оплате товаров и услуг с использованием сети Интернет увеличился более чем в 6 раз. Система быстрых платежей также позволила сокращать издержки торгово-сервисных предприятий. Тарифы в СБП в 2-3 раза ниже эквайринговых. Второе преимущество СБП – это сокращение кассового разрыва. Деньги поступают на счет мгновенно, повышается оборачиваемость средств предприятия.
Еще один проект – Маркетплейс – фактически «финансовый супермаркет», где гражданин сможет дистанционно и круглосуточно получать финансовые услуги независимо от того, где находится. «Маркетплейс» открывает равный доступ пользователям к широкому спектру финансовых услуг 24 часа в сутки и в то же время формирует предпосылки для развития конкуренции на рынке и оптимизации финансовых сервисов: у компаний появляется дополнительный канал привлечения новых клиентов».
Банковская поддержка
Какие банковские продукты были наиболее востребованы в год пандемии в Тюменской области у юридических лиц и какая поддержка оказывалась малым и средним предпринимателям, рассказали представители банковской сферы.
Заместитель регионального директор операционного офиса ПСБ «Тюменский» Галия Хуттер-Кукконин:
«ПСБ был активным участником мер поддержки предпринимательства и по данным Минэкономразвития занял второе место среди банков-участников по выдачам кредитов по программам субсидирования. Они были наиболее востребованы в 2020 году. Причем клиенты получали денежные средства до 10 млн рублей полностью дистанционно – и не только кредиты в рамках постановлений правительства, но и другие продукты. Сейчас мы уже кредитуем бизнес по новой программе – под 3%. Она позволяет предпринимателям получить финансирование на восстановление деятельности после пандемии по льготной ставке. Наша продуктовая линейка также пополнилась новыми программами и сервисами для МСБ – онлайн-факторинг, электронными банковскими гарантиями».
Цифровизация стала основным направлением развития банков. Об этом рассказала управляющая Альфа-Банком в Тюменской области Наталья Белокопытова. Международный журнал Global Finance назвал Альфа-Банк лучшим банком в России за 2020 год, присвоив награду Best Bank in Russia в рамках премии World’s Best Banks. Управляющая также пояснила, счет чего было достигнуто одобрение работы банка на международном рынке:
«Банк вошел в пандемию подготовленным с точки зрения цифровизации, подготовки мобильного приложения, практически все операции можно сделать, не приходя в офис. Мы, не дожидаясь государственных программ поддержки в период коронакризиса, первые внедрили собственные проекты.
Были взлеты и падения. В середине года мы почувствовали отток по зарплатным картам, особенно в ХМАО. Это было связано как с перевахтовками и вынужденными отпусками, так и с сокращением рабочей силы. Основными драйверами по рознице в 2020-ом выступила ипотека. Мы проводили и проводим цифровые сделки по ипотеке. Клиент обращается в строительную компанию, подает через них заявку на ипотечный кредит, присылает документы по email, и в случае одобрения заявки, Альфа-Банк перечисляет деньги за квартиру напрямую застройщику.
Альфа-Банк в Тюменской области 2020 году прирос по кредитованию юрлиц. Малому бизнесу выдано порядка 1 мрлд руб., больше 2 млрд – в среднем бизнесе. В целом для бизнеса год был неплохой, банком было принято решение еще накануне пандемии открывать офисы нового формата, умные, которые сочетают в себе как цифровое обслуживание, так и физическое. Совсем недавно в марте 2021 года мы открыли офис нового формата Phygital в самом центре Тюмени на улице Ленина».
Поддержал коллегу и территориальный директор Тюменской территориальной дирекции Банка УРАЛСИБ Виталий Забродин:
«Банки в последние годы стремились наращивать долю обслуживания в дистанционных каналах, поскольку это удобно всем: как банкам, так и клиентам. И режим самоизоляции способствовал переходу, в этот период существенно вырос запрос на онлайн-услуги, дистанционный формат взаимодействия с банком, доставку.
Если говорить о предпочтениях в период пандемии, то основными продуктами, которые пользовались спросом у населения, стали в первую очередь потребительские кредиты и ипотека. В сегменте малого бизнеса у нас были востребованы возможности открытия расчетного счета без посещения офиса банка, в том числе с помощью выездного сервиса, онлайн-сервис получения банковских гарантий для участия в госзакупках с оперативным рассмотрением заявки, а также другие дистанционные возможности, которые в период самоизоляции были значительно расширены».
О том, что банки скоро могут стать «невидимыми», рассказала Надежда Сутягина, директор офиса «Тюменский» Райффайзенбанка:
«В острую фазу пандемии жители региона многое делали впервые: заказывали домой продукты из супермаркета, смотрели фильмы в онлайн-кинотеатре, работали удаленно. Более 60% открыли для себя новые сервисы онлайн-банка и 71% из них цифровые сервисы понравились настолько, что они готовы полностью отказаться от офлайн-форматов. В Райффайзенбанке доля потребительских кредитов за прошлый год, которые выдаются полностью онлайн, выросла в 3 раза, и сейчас превышает уже 70%. Более 70% заявок на ипотеку мы также принимаем онлайн. Даже крупные предприятия, которые всегда считались консервативными, оказались вовлеченными в процесс перехода на дистанционные каналы. Многие аналитики считают, что через десять-пятнадцать лет банки станут «невидимыми».
О пассивном портфеле физических и юридических лиц рассказал управляющий директор Дивизиона «Западная Сибирь» «Уральского банка реконструкции и развития» Михаил Дранник
«Банкам пришлось активно меняться, подстраиваясь под новые реалии рынка. УБРиР начал семимильными шагами развивать мобильный банк, интернет-банк. Вопреки общим тенденциям, нам удалось нарастить портфель потребительских кредитов. В целом по банку рост портфеля кредитных карт составил 15%. Спрос на жилищное кредитование рос ежеквартально. За год удалось нарастить объемы жилищного кредитования до 200 млн. рублей. Был спрос и на банковские депозиты. Кратно выросли объемы оформления дебетовых карт с кешбэком. Банк отменил комиссию за терминалы, по которым не выполнялись минимальные обороты, снизил ставку по интернет-эквайрингу до 1%, сделал для предпринимателей бесплатным прием выручки через банкоматы. Потому количество бизнес-клиентов в сегменте малого бизнеса осталось неизменным. Пассивный портфель как юридических, так и индивидуальных предпринимателей сохранился на уровне 2019 года».
Каким будет 2021?
По словам Ивана Вилкова, кандидата экономических наук, доцента кафедры экономики и финансов ТюмГУ, год был разным для секторов экономики. Нефтяная промышленность упала, сильно просел рынок услуг. Но регион «спасла» нефтехимия.
«Доходы населения снизились. Тюменская область – один из самых закредитованных регионов России. И есть определенные риски. Ипотека как кредит, с моей точки зрения как экономиста, оправдана. Если тебе негде жить, бери кредит, не снимая квартиру. То на то и выйдет. А вот, например, в автокредитовании по экономической логике, никакого смысла нет. Потому что, когда машина выехала из автосалона, она сразу дешевеет как минимум на 10-20%.
Можно назвать ряд факторов, влияющих на экономику: в январе 2021 года зафиксирован отрицательный естественный прирост населения, рождаемость снизилась на 5%, смертность возросла на 12-13%. У населения ожидания относительно экономического роста не очень позитивные, а значит и будущее своей семьи люди уже планируют иначе, в том числе отказываются от рождения второго, третьего ребенка.
Чем больше населения проживает на территории региона, тем больше потенциально экономика может вырасти. У нас еще и миграционный прирост сильно снизился. Было порядка 15-16 тысяч приезжих, сейчас их около 6 тыс. Все это относится к факторам отложенного риска, последствия которого станут видны через несколько лет.
Сейчас же основная проблема – это доходы населения. В 2014 году был кризис, доходы населения после него еще не восстановились. А сейчас они снова просели. Люди не хотят снижать уровень потребления, соответственно массово берут кредиты. Например, льготную ипотеку. Но, если посчитать, хоть процентная ставка снизилась, выросла стоимость жилья, и получается, что мы платим столько же и даже чуть больше, чем до пандемии с обычными ставками банков. Сейчас же одно можно сказать точно – восстановительный рост будет».
О том, что поддержка бизнеса продолжится и в 2021 году, рассказал директор Департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области Антон Машуков: «В апреле кредиты, выданные на поддержку занятости, будут списаны в рамках постановления 696. И правительство уже предусмотрело новую программу поддержки – ФОТ 3.0. Поэтому резкого обвала случиться не должно».