Власти и бизнес о развитии цифровых технологий в Тюменской области
Многие действия, которые мы совершаем ежедневно, считая обыденными, еще десятилетие назад требовали бы от нас гораздо больших усилий и времени. Мы ежесекундно переводим деньги, записываемся к врачу, оплачиваем услуги, и все это – в один клик. Такой удобной наша жизнь стала благодаря цифровизации, которая уже официально названа трендом развития в современном мире.
На организованном РБК Тюмень круглом столе «Развитие цифровой отрасли в регионе: итоги, вызовы, решения» представители власти и бизнеса обсудили доступность социально значимых услуг в электронном виде, использование передовых информационных технологий в различных отраслях бизнеса, технологии киберзащиты удаленных сотрудников и безопасные сервисы для управления предприятием, а также те меры поддержки, которые регион оказывает компаниям, внедряющим «цифру».
IT-НАВИГАТОР
В 2020 году Департаментом информатизации Тюменской области силами Центра информационных технологий был разработан IT-навигатор – интернет-ресурс, позволяющий компаниям, внедряющим цифровые технологии, подбирать меры поддержки на федеральном и региональном уровнях.
«Посещаемость сервиса в 2021 году выросла почти в четыре раза по сравнению с 2020: с 3723 до 14 347 просмотров. Сервисом в 2021 году воспользовались 2544 компании: по налоговым льготам – 1004, по финансовой поддержке – 947, по иным мерам – 593, – рассказал Станислав Логинов, заместитель директора Департамента информатизации Тюменской области. – Сегодня существуют похожие ресурсы: например, Минцифры.рф и АНО «Цифровая экономика», но они представляют из себя главном образом только агрегатор информации о федеральных мерах, не учитывают региональные».
С 2019 по 2021 годы из Тюменской области на получение федеральных грантов поступило около 40 заявок, из них на 20 проектов было выделено финансирование в общей сумме 195,2 миллиона рублей. По итогам 2020 года восемь тюменских компаний воспользовались федеральными мерами поддержки на сумму в объеме 65,5 млн руб.
РАЗВИТИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ СЕРВИСОВ
Цифровизацию всех процессов существенно ускорила пандемия, наиболее востребованными стали дистанционные сервисы.
«Сейчас открытие вклада, оформление кредита, оплата счетов не требует посещения офиса и занимают всего несколько минут. По сравнению с допандемийным периодом жители Тюменской области, Югры и Ямала стали в четыре раза чаще оплачивать товары и услуги дистанционно, объем платежей через интернет за два года вырос в восемь раз. За последнее время Банком России были запущены Система быстрых платежей (СБП), Единая биометрическая система, Цифровой профиль, проект Маркетплейс», – рассказала заместитель управляющего отделением Банка России по Тюменской области Елена Никитина.
СБП – это инфраструктурный проект национального значения, благодаря которому можно мгновенно и круглосуточно переводить деньги по номеру телефона в любой банк, подключенный к этой системе. Сейчас также внедряется оплата по QR-коду для предпринимателей, без использования платежных карт. Ее основные преимущества – это мгновенное поступление средств на счет продавца и доступность, так как не требуется установка дополнительного оборудования. А самое главное – низкие тарифы, в 2-3 раза ниже эквайринговых, максимальный тариф не может превышать 0,7%.
Совместно с партнерами при участии Банка России создана Единая биометрическая система, позволяющая гражданам, давшим биометрические персональные данные, пользоваться банковскими услугами без посещения офисов банков.
Проект «Маркетплейс» – это, по сути, «финансовый супермаркет», где можно дистанционно и круглосуточно получать разнообразные финансовые услуги.
«На платформе можно сравнить предложения разных банков, компаний, выбрать лучшее и заключить сделку, не выходя из дома. Это открывает возможности для жителей отдаленных северных поселков нашего региона (Ямала и Югры), которые могут теперь быстро и удобно получать финансовые услуги. Сейчас им доступно оформление полиса ОСАГО в 15 страховых компаниях, представленных на платформе «Финуслуги». А жители Тюмени и Сургута могут открывать вклады в 12 банках других регионов, подключенных к этой системе. Для регистрации на одной из платформ «Маркетплейса» необходимо иметь подтвержденную учетную запись на портале Госуслуг. Идентификация проходит всего один раз, и с этого момента потребителю становятся доступны все продукты вне зависимости от того, где он проживает», – пояснила Елена Никитина.
«ЦИФРА» В НЕДВИЖИМОСТИ
Внедрение и развитие цифровых услуг в условиях пандемии помогло бизнесу сохранить и нарастить прибыль. Быстро перейти в онлайн и сделать эту процедуру удобной для потребителя стало первоочередной задачей компаний практически всех отраслей. Не обошло это стороной и сферу недвижимости. Об этом рассказала региональный менеджер агентства недвижимости «Сова» Юлия Орел.
«Наши клиенты все чаще используют сервис электронной регистрации недвижимости для того, чтобы ускорить получение права собственности. Сделка проходит в режиме одного окна, клиентам лишь необходимо распечатать пакет документов уже после перехода права. Также активно набирает обороты процесс удаленного подписания документов, необходимых для регистрации объекта недвижимости. При этом мы понимаем, что в момент развития информационных технологий значимую роль играет информационная защита. При проведении электронной регистрации сделки с объектом недвижимости наши клиенты проходят полную идентификацию личности, получают уникальную электронную цифровую подпись, которая имеет три степени защиты, воспользоваться ею без владельца невозможно», – пояснила Юлия Орел.
ДРАЙВЕРЫ РОСТА БИЗНЕСА
Тюменским предпринимателям пришлось переосмысливать текущий бизнес и переводить его в онлайн, быстро запускать новые продукты и направления и организовывать виртуальные рабочие места для удаленных сотрудников. Особенно востребованы стали возможности облаков по снижению расходов на ИТ-инфраструктуру — это, как правило, до 30% ежемесячной экономии.
Об этом рассказала Анастасия Михайлова, директор ПАО «МТС» в Тюменской области.
«Пандемия пройдет, но спрос на облачные решения будет только расти – минимум на 25% ежегодно по России.
Так, в Тюмени за 2021 год объем данных в облаке провайдера #CloudMTS увеличился почти вдвое. К примеру, авиакомпания Utair с главным офисом в Тюмени «хранит» в облаке провайдера CloudMTS порядка 90% IT-инфраструктуры, включая ее дочерние структуры и подразделения по всей стране. На основе облака работают внешние онлайн-сервисы для пассажиров: сайт и мобильное приложение. Скорость работы клиентских сервисов стала до пяти раз быстрее по сравнению с традиционным подходом, – отметила Анастасия Михайлова. – Идем в сторону будущего рынка, когда большая часть вычислений будет проходить не в ЦОДах, а на борту самих устройств при помощи искусственного интеллекта. Это то, за чем будущее».
Еще один драйвер роста – фокус на персонализированную работу с клиентами. Люди устали от всеобщего навязывания услуг и товаров. Выйти на целевую аудиторию позволяет переход на умные сервисы. Например, МТС-Маркетолог, использующий таргетинг на максимально точную ЦА с учетом метрик по полу, возрасту, увлечениям, геолокации. Он показывает рекламные сообщения тем, кому это действительно необходимо.
«С ростом недвижимости в регионе активно пользуются сервисом тюменские застройщики, за год спрос на сервис вырос в два раза. В период ковидных ограничений наблюдаем интерес к цифровой платформе и со стороны медицины. Умные рекламные сервисы позволяют медицинским лабораториям точечно и своевременно доносить информацию об акциях на обследования, ПЦР-тестах, прививочных мероприятиях. Сервисом могут пользоваться физические и юридические лица, ИП. Причем можно настраивать самим, в короткие сроки и быстро получать результаты».