Тюменский бизнес-омбудсмен выступил против повышения ЕНВД
Повышение единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для малого бизнеса в 2016 году может не принести ожидаемого эффекта в виде наполнения местных бюджетов. Зато очевидны негативные последствия, - считает тюменский бизнес-омбудсмен Лариса Невидайло. По ее словам, для многих предприятий, которые в нынешних условиях находятся на грани выживания, это может стать последней каплей.
Накануне Минэкономразвития обнародовало проект приказа, который предусматривает установление в 2016 году коэффициента-дефлятора в рамках единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 2,083, что на 15,9% выше, чем в текущем году (1,798). Такие меры связаны с изменением показателя инфляции.
В прошлом году повышение данного коэффициента составило лишь 7,5% (1,798 против 1,672).
«Так, к примеру, ЕНВД для предпринимателя, осуществляющего перевозку пассажиров в Тюмени на единственном автобусе с 18-ю посадочными местами, вырастет на 10 тыс. рублей в год. По розничной торговле, которая практически вся сидит на ЕНВД, повышения будут еще более значительными», - комментирует г-жа Невидайло.
Напомним, ЕНВД сегодня выбирает практически весь малый бизнес, который занимается оказанием услуг населению. Это грузовые и пассажирские перевозки, бытовые услуги, розничная торговля, общественное питание, ветеринарные услуги.
«Особенно печально, что все это происходит на фоне поручений президента о моратории на увеличение налоговой нагрузки и без какого бы то ни было обсуждения с предпринимательским сообществом. В условиях замедления экономического роста, возможно, стоило бы вообще заморозить этот коэффициент. От повышения ЕНВД пострадают все: и потребители, и предприниматели и городской бюджет, - считает омбудсмен. - Ведь если ЕНВД полностью зачисляется в доходы муниципального бюджета, то УСН (упрощённая система налогообложения, которая может стать налоговой альтернативой ЕНВД), идет в бюджет субъекта. Это не добавляет муниципалитетам экономической самостоятельности и снижает их заинтересованность в развитии малого бизнеса у себя на территории».
Вместе с тем, с 1 октября 2015 года вступил в силу п.2 ст.346.31 Налогового кодекса РФ, согласно которому нормативными правовыми актами представительных органов муниципалитетов могут быть установлены ставки ЕНВД в пределах от 7,5% до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности. Таким образом, у местных властей есть возможность с 1 января 2016 года откорректировать налоговую нагрузку на плательщиков единого налога за счет основной ставки, так и за счет корректирующих коэффициентов.