Эксперты рассказали, как проще тюменцам купить авто в Казахстане
Ажиотаж с покупкой автомобилей для тюменцев в Казахстане связан с дефицитом легкового транспорта на рынке России из-за санкций и ухода иностранных брендов из страны.
Спрос на покупку автомобилей за границей в 2022 году вырос в 4 раза по сравнению с 2021 годом, а вывоз транспорта из Казахстана увеличился почти в 60 раз.
По словам директора по развитию «Консалт KZ» Георгия Петровича, помимо того, что в соседней с РФ стране широко представлены официальные дилерские центры разных брендов, Казахстан также является крупным хабом автомобилей из Кореи, ОАЭ и США. Можно подобрать модель, привезенную из-за рубежа, или найти альтернативу у официального дилера.
«Если мы рассматриваем покупку с минимальным количеством действий и рисков, то следует обратить внимание на автомобили от официальных дилеров. В первую очередь это транспорт корейских брендов, одинаково популярных и в Казахстане, и в России», – отмечает эксперт.
Тем не менее купить автомобиль в дружественной стране всего в 500 км от Тюмени не так просто. Ранее РБК Тюмень писал, с какими проблемами сталкиваются тюменцы при покупке нового авто.
Это подтверждает и Георгий Петрович, по правилам органов ГИБДД Республики, приобрести автомобиль и получить транзитные номера могут только граждане Казахстана.
«Такая мера была принята из-за массового выкупа новых автомобилей российскими дилерами для последующей перепродажи внутри РФ», – говорит эксперт.
Кроме того, на момент второй половины декабря 2022 года в дилерских центрах Казахстана находится крайне мало автомобилей. В основном это непопулярные модели в базовых комплектациях. Из того, что удалось встретить, были Hyundai Bayon, Chevrolet Malibu и Mitsubishi Eclipse Cross. Срок ожидания на популярные модели, в среднем, составляет 3-6 месяцев.
А вот по словам директора компании по подбору авто «Эксперт Авто» Антона Носова, если тюменцы готовы рискнуть купить машину самостоятельно, то есть смысл обратить внимание на подержанные модели возрастом до 3 лет, которые ранее были приобретены у официальных дилеров в Казахстане, а не привезены туда из третьих стран, в том числе и из России.
Для начала он рекомендует точно определиться с выбранной маркой, после этого ознакомиться с курсами обмена рублей в тенге на сайтах обменников, так как официальный курс не всегда с ними совпадает.
Так, по словам эксперта, стоимость для седанов, хетчбеков и подобных авто, которые есть смысл покупать в Казахстане, начинается от 1,5 млн рублей, кроссоверы не дешевле 1,8 млн рублей. Оплачивать лучше всего наличкой – это наиболее надежный способ, но нужно учитывать, что крупные суммы займут небольшой рюкзак.
Покупать автомобили стоит в ближайших городах от границы с Россией, так как пригнать машину издалека не так просто, там достаточно плохие дороги, либо придется использовать автовоз.
«Логистика съест весь интерес, который вы закладывали при поиске автомобиля», – говорит эксперт.
Осмотр транспортного средства эксперт рекомендует проводить с участием профессиональных автоподборщиков.
Если вас устроило качество, то обязательно отметьте наличие фирменных стикеров на кузове и агрегатах авто с данными производителя. Эта информация потребуется для оформления ОТТС или СБКТС и дальнейшего оформления ЭПТС.
Свидетельство об одобрении типа транспортного средства, или ОТТС, — документ, который также подтверждает законность и безопасность технических характеристик, но для конкретной модели автомобиля, которая ранее не эксплуатировалась на территории страны.
ЭПТС — электронный паспорт транспортного средства. Он содержит информацию о технических характеристиках, авариях, наложенных ограничениях, страховке, собственниках.
Договор купли-продажи эксперт рекомендует заверять у нотариуса. Это позволяет проверить продавца на наличие долгов и обременений по автомобилю. Его услуги в Казахстане стоят около 3-4 тыс. рублей.
Также стоит обратить внимание, что после решения купить машину стоит попросить продавца снять авто с регистрации, если она имеет какие-то обременения, он этого сделать не сможет. Как авто снимут с учета, техпаспорт авто прокомпостируют.
После этого покупателю потребуется получить справку на убытие транспортного средства из Казахстана в Россию, не все таможенники спрашивают наличие этой справки, но это риск. Иногда авто отказывались пропускать на границе. Справку может сделать продавец в местном ЦОНе (Центры обслуживания населения), там же происходит регистрация договора и оплата покупки.
Вне зависимости от того, новая машина или подержанная, ее легализация в России проходит одинаково.
После получения транзитных номеров, автомобиль можно везти самостоятельно либо отправить на автовозе. При ввозе в РФ потребуется оплатить утилизационный сбор от 3 до 5 тыс. рублей (в зависимости от возраста авто), обратившись в Тюменскую таможню, и получить ЭПТС на сайте Госуслуг. Для оформления ЭПТС обязательно наличие ОТТС или СБКТС. Последний оформляет специальная лицензированная лаборатория. Стоимость такой услуги составит порядка 20-30 тысяч рублей, а документы будут готовиться не дольше недели. После того, как таможенники оформят все документы, ЭПТС перейдет в статус действующего в личном кабинете Госуслуг, и тогда можно получать номера на автомобиль по той же схеме, как при покупке внутри РФ.
Больше деловых новостей в Telegram-канале РБК Тюмень
Читайте РБК Тюмень в Яндекс.Новостях