Китай помог с дефицитом авто в России, но сделал рынок зависимым
Китайские автопроизводители помогли справится российскому рынку с дефицитом новых машин, но поставили его в зависимость от одной страны. Об этом на круглом столе «Итоги года 2023», организованном РБК Тюмень, рассказал директор по развитию группы компаний «Автоград» Алексей Федоткин.
По словам эксперта, в 2022 году продажи легковых авто упали с 1,6 млн до 600 тыс., а уже в 2023 году выросли до 1,06 млн автомобилей.
«Все внешне вроде бы неплохо, но есть проблема — на 60% весь товар импортный и из одной страны — Китая. Где гарантия, что в очередной раз что-то не поменяется? Ее никто не может дать. Неправильно иметь большую зависимость от импорта и тем более от одного рынка», — считает эксперт.
Как отметил Алексей Федоткин, отечественному авторынку перестраиваться несложно, но это утомительно для бизнеса и некомфортно для покупателей.
До 2022 года импорт автомобилей в Россию составлял 20%, остальное производилось в России, в большинстве своем на заводах покинувших Россию брендов. Эксперт отметил, что, несмотря на большой объем импорта, отечественное производство автомобилей выстояло и продолжает развиваться, хоть и при поддержке иностранных партнеров — это нормальная мировая практика.
Тем не менее, по средним прогнозам, в 2024 году рост рынка составит 1,2-1,3 млн авто. Главным сдерживающим фактором здесь остается высокая ключевая ставка.
После ухода ряда брендов российский рынок стал привлекательным для китайских автоконцернов. Продажи своих авто в нашей стране они намерены увеличить в несколько раз, поэтому активно развивают свои представительские сети, открывают единые склады запчастей и современные сервисные центры. В 2023 г. на российский авторынок официально вышли 19 новых китайских брендов: BAIC, Haima, Hongqi, Jetour, Kaiyi, Livan, Jetta, SWM, TANK, JAECOO, ORA, Wey, AITO, Forthing, Lixiang, Rising, Venucia, Voyah, Skywell. Еще несколько, в основном премиум-сегмента, зайдут в 2024 г.