Создать российскую ZARA: на каком бизнесе заработать тюменцам в 2023 году

В условиях санкционных ограничений открылось много возможностей для предпринимателей, которые хотели бы создать бизнес в том числе в области импортозамещения и параллельного импорта. По словам экспертов, освободилось немало ниш, которые ранее занимали монополисты.
Инна Литвиненко, политолог, экономист, доцент кафедры МГГЭУ, отмечает, что в условиях кризиса, вызванного геополитической нестабильностью, рекомендуется организовывать бизнес в тех сферах, которые не подвержены сильным колебаниям экономической и политической ситуации.
Анна Жюсталь, бизнес-коуч и автор книги «Неизбежное счастье», рекомендует открывать его в тех сферах, где вы чувствуете нехватку компаний и проектов, которые вам понятны и в которых вы видите себя в роли клиента. Так будет проще понять потребности потенциальной аудитории и проанализировать образ жизни представителей интересующего вас сегмента.
Производство продуктов первой необходимости
По словам Инны Литвиненко, в период экономических кризисов потребители ограничивают свой бюджет, тратя деньги только на продукты первой необходимости, такие как еда, медикаменты и гигиенические средства.
«Следовательно, предпринимателям/инвесторам, которые решат вложить деньги в этот сектор, может быть гарантирована стабильность доходов. Это касается прежде всего супермаркетов и продуктовых магазинов, которые ориентированы на массовый сегмент рынка. Также следует обратить внимание на специализированные магазины, предлагающие продукты экологического происхождения или продукты для людей с особыми диетическими потребностями. С учетом насыщенности рынка желательно воспользоваться известной франшизой: например, «Пятерочка», «Магнит» и т. д.», — считает Инна Литвиненко
Элитарные бренды одежды и украшений
При этом одна из перспективных ниш, по мнению Юлии Корчагиной-Озджан, предпринимателя и маркетолога, создателя «Академии бизнеса и стратегического маркетинга», это и создание элитарных брендов одежды и украшений, потому что потребность в качественном сервисе, качественных вещах, красивых платьях и сумках никуда не денется.
«Сейчас наступило то время, когда стоит открывать бренды одежды и украшений. Во-первых, хорошие локальные бренды дорого стоят, во-вторых, человек всегда хочет выделяться», — отметила эксперт.
Мария Ситковская, эксперт бизнес-клуба «Атланты», управляющий партнер университета креативных индустрий Universal University, поясняет: уход четверти зарубежных компаний с российского рынка в 2022 году открыл новые возможности перед предпринимателями.
«Мы как образовательная институция почувствовали на себе всплеск интереса к индустрии моды: в 2022, несмотря на все внешние обстоятельства, набор на подготовительное отделение по направлению «Дизайн одежды» вырос в два раза. Многие верят, что смогут создать российскую ZARA. Одномоментно это невозможно: на то, чтобы наладить полный производственный цикл в периметре страны, потребуется время, но движение в этом направлении идет уже сейчас: продажи 12Storeez, BelleYou, Ushatava и других отечественных брендов за прошлый год суммарно выросли на 30%», — рассказала Мария Ситковская.
Медицинские центры, продажа лекарств и SPA
Инна Литвиненко отмечает: российский рынок здравоохранения, по словам экспертов, по-прежнему относительно устойчив, несмотря на сокращение присутствия на отечественном рынке иностранных фармацевтических фирм. В период кризиса и нестабильности здравоохранение становится одним из первых приоритетов для людей, поэтому можно ожидать сохранения спроса на услуги, связанные с медициной, включая консультации врачей, лекарственные средства, профилактику.
По словам основателя федеральной сети студий заботы о теле «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы» Константина Бородина, актуальным направлением для развития бизнеса будет сфера массажа. Он объясняет это тем, что сейчас в тренде забота о себе.
«Все больше людей говорят о том, как важно любить себя, свое тело, давать себе отдыхать и расслабляться. Концепция массажной студии, где можно по-настоящему отключиться от забот и посвятить время себе, прекрасно вписывается в эту тенденцию. А с учетом того, что к массажу прибегают не только ради расслабления, но и для оздоровления организма и даже для похудения — спрос на такие услуги будет всегда. Плюс в Тюмени эта ниша свободна. Попробуйте вспомнить хотя бы пару салонов классического массажа с достойным сервисом, понятной линейкой услуг и доступными ценами. Конкурентов практически нет», — уверен Константин Бородин.
Вадим Носов, руководитель Центра социального обслуживания «Близкие люди», обращает внимание на бизнес по оказанию социальных услуг.
«Предлагаю смотреть не на текущую моду и выгодность — большинство бизнесов временны. А на то, чтобы спрос была вечен, а сам характер покупки — вынужденным. Например, мы занимаемся надомным социальным обслуживанием (патронажная служба, сиделки, соцработники). Население стареет, пожилых становится больше с каждым годом — спрос растет. Уехали дети — спрос растет. Вернулись пострадавшие в боевых действиях — спрос растет. Сезонность маленькая, а покупка вынужденная. От ситуации в экономике и курса доллара такой бизнес не зависит», — поделился мнением Вадим Носов.
Туризм
Юлия Корчагина-Озджан тоже считает эту сферу одной из перспективных. По ее словам, выгодно открывать бизнес именно в сфере локального туризма.
«Различные экскурсии, ретриты, поездки на природу, по городам, достопримечательностям. Потому что люди как путешествовали, так и будут путешествовать. Чем круче будет сервис, тем, соответственно, круче будет результат и оборот этих предприятий. Уже сейчас очень многие туристические проекты бьют рекорды», — отмечает Юлия Корчагина-Озджан.
Владимир Ровняго, основатель сети туристических агентств «Солнцетур», отмечает, что в последние годы по понятным причинам люди устали сидеть дома и теперь все курорты переполнены — работает отложенный спрос. Это привело к росту туристической индустрии, что делает ее одной из немногих отраслей в России, которая будет переживать рост в 2023 году.
«В 2023 году туристическая индустрия, наверное, лучшее направление для открытия бизнеса в России. Одним из лучших способов начать бизнес с минимальными инвестициями является франшиза. При этом туристическая индустрия — это прекрасная возможность для предпринимателей начать свой собственный бизнес с минимальными инвестициями. При наличии поддержки и ресурсов предприниматели могут начать и развивать свой бизнес в растущей отрасли с потенциалом успеха и финансовой стабильности», — считает Владимир Ровняго.
Коучи и психологи
Анна Жюсталь отметила, что на фоне роста тревожности населения повышается спрос на психологов, коучей и эзотериков.
«Многие люди испытывают постоянный стресс, тревожатся о завтрашнем дне и нуждаются в помощи специалистов. Поэтому бизнес в этих направлениях будет процветать в 2023 году», — считает эксперт.
Как выбрать направление
Инна Литвиненко отмечает: каждое из этих направлений имеет свои преимущества и риски. Однако в условиях санкционного кризиса и ожидаемой волатильности на всех рынках российской экономики, в том числе на рынке экспорта углеводородов, они могут предоставлять возможности для создания успешного бизнеса. При выборе конкретного направления необходимо учитывать свои собственные навыки и опыт, а также анализировать рынок и конкуренцию в выбранной сфере. Важно также учитывать условия экономической и геополитической ситуации и специфику региона, где планируется вести бизнес.