ЦБ: «Мы допускаем возможность существенного повышения ключевой ставки»
26 июля состоится очередное заседание Центробанка, посвященное ключевой ставке. В ходе прошлого заседания обсуждалась возможность ее увеличения до 18%. При этом риски ее роста остаются актуальными и в июле. О том, какие меры принимает Банк России по регулированию инфляции и какую роль играет ключевая ставка, РБК Тюмень рассказала управляющий Отделением Банка России по Тюменской области Елена Никитина.
Елена Никитина отмечает: основной инструмент влияния Банка России на инфляцию — это ключевая ставка. Банк России устанавливает ключевую ставку так, чтобы в стране была ценовая стабильность, то есть стабильно низкая инфляция, вблизи 4%.
Ключевая ставка влияет на все остальные процентные ставки в экономике. Люди смотрят, какие ставки по депозитам и кредитам в банках, и решают, что сейчас предпочтительнее — сберегать деньги во вкладах или тратить на покупки. Поэтому, когда Банк России повышает ключевую ставку, ставки по вкладам и кредитам увеличиваются, сберегать становится привлекательнее, чем брать взаймы, спрос на товары и услуги растет медленнее, и цены — тоже.
«С июля по декабрь прошлого года мы повышали ставку, чтобы не дать разогнаться росту цен. На очередном заседании Совета директоров Банка России 7 июня было принято решение о сохранении ключевой ставки на уровне 16% годовых. Сильный рост цен мы сбили высокой ставкой еще в конце прошлого года, но в мае темп прироста цен ускорился. Потребители по-прежнему много покупают, в том числе и в кредит, и спрос значительно опережает возможности расширения предложения товаров и услуг. Почему предложение не растет быстрее? Главное ограничение — дефицит трудовых ресурсов. Для удержания работников предприятия повышают зарплаты, следовательно, растет платежеспособный спрос, что тоже приводит к ускорению инфляции», — пояснила Елена Никитина.
В мае 2024, по данным опроса ООО «инФОМ», оценка инфляции, которую население ожидает через год, возросла до 11,7% (месяцем ранее — 11%). Долгосрочные инфляционные ожидания повысились до 10,4%. Ценовые ожидания предприятий на ближайшие три месяца в целом не изменились, оставаясь высокими (4,9%).
«Почему мы придаем такое большое значение инфляционным ожиданиям? Потому что, исходя из них предприятия устанавливают цены, зарплаты, а люди принимают решения о покупках, сбережениях. Если экономические агенты ждут, что впоследствии цены будут существенно выше, они наращивают покупки, вместо того, чтобы больше сберегать, и ничто не препятствует ценам ускоренно расти и дальше», — рассказала Елена Никитина.
Высокая ключевая ставка помогает охладить избыточный спрос, сделав рост кредитования и потребительскую активность более сбалансированными, и дает время производству подстроиться к нему.
«Мы сохраняем приверженность возвращению инфляции к 4%. Если устойчивое инфляционное давление не начнет снижаться, реализуются проинфляционые риски, мы допускаем возможность существенного повышения ключевой ставки в июле. Денежно-кредитные условия будут оставаться жесткими столько времени, сколько потребуется для снижения инфляции к цели», — резюмировала Елена Никитина.
Своим видением сценария изменения ключевой ставки в июле с РБК Тюмень поделились аналитики. Они допускают ее рост до 18%, однако считают такой сценарий радикальным. Не исключая увеличения ставки, они отмечают, что наиболее вероятный сценарий — рост до 17%.