«Кадровое дно»: каким будет рынок труда в России в 2024 году
Ситуация на российском рынке труда не стоит на месте, а за последние три года претерпела глобальные изменения. То, что еще несколько лет назад казалось неприемлемым (например, удаленная работа), стало едва ли не данностью. О том, каким стал рынок труда и какие его тренды сохранятся в 2024 году, РБК Тюмень рассказала бизнес-тренер, сертифицированный международной федерацией коучинга ICF, Наталья Букаринова.
Кадровый голод? Нет — кадровое дно
Во многих сферах дефицит кадров ощущается все больше, и Наталья Букаринова считает, что ситуация даже намного хуже, чем кажется.
«Я бы уже предложила другой термин — кадровое дно. Мы достигли критически высокого уровня дефицита кадров абсолютно во всех отраслях и специальностях. Особенно уязвимо сейчас себя чувствуют рабочие специальности и IT-сфера, все, что связано с производством и его обслуживанием. Плюс продавцы и менеджеры по продажам по всем направлениям, руководители нижнего звена — по ним тоже очень большая нехватка персонала на рынке», — отмечает эксперт.
При этом даже в условиях дефицита кадров, по ее словам, есть такие сферы, где потребность в сотрудниках минимальна или ее нет вовсе. Это логистика, продажа недвижимости и сфера развлечений.
Не бойтесь искусственного интеллекта
По мнению Наталья Букариновой, страхи по поводу искусственного интеллекта преувеличены. Это очень хороший помощник для выполнения задач, он поможет составить классный продающий текст к вакансии, подготовиться к диалогу с партнерами или праздничной речи для сотрудников. Но говорить том, что искусственный интеллект может заменить человека, пока рано. Потому что для закладывания алгоритмов в искусственный интеллект, чтобы он начал что-то генерировать и выдавать необходимый продукт, все равно нужен человек.
Кто «заказывает музыку»?
Наталья Букаринова подчеркивает: сейчас рынок труда принадлежит работнику. Работодатель находится в зависимом положении как раз из-за упомянутого выше кадрового дна. Не компания выбирает человека, а человек компанию. И успешным в перспективе окажется тот руководитель, который сможет с таким раскладом согласиться и начнет действовать с учетом сложившихся реалий.
«Одно из обязательных требований времени — организация никогда не должна останавливать поиск. В условиях дефицита кадров и высокой текучки персонала важно всегда иметь базу потенциальных сотрудников».
Удаленная работа — уже правило
В 2024 году продолжится тенденция более гибкого отношения к различным форматам работы. Если еще два-три года назад «удаленка» воспринималась многими работодателями как форс-мажор, то сегодня это один из важных факторов привлечения и удержания сотрудников. Более того, необходимо, если есть такая возможность, предоставлять сотрудникам возможность гибкого рабочего графика. Это уже не «подарок» руководителя сотруднику в виде исключения, а эффективный инструмент кадровой политики предприятия.
Опытные снова в цене
Наталья Букаринова уверена, что в нынешних условиях работодателю необходимо скорректировать возрастные рамки для «идеального сотрудника». Если еще совсем недавно предпочтение отдавалось возрастной категории 30-35 лет, то сейчас верхняя планка сдвигается до 55 лет и старше.
«Опытные специалисты ответственнее относятся к выполнению своих обязанностей, имеют больше знаний и навыков. Важный момент при работе с опытными сотрудниками — они очень хорошо реагируют на большую свободу действий, когда человеку ставится определенная задача, а как ее выполнить, он решает сам».
Нужен лидер, а не диктатор
Еще один важный аспект, который необходимо учитывать как опытным, так и начинающим руководителям: принцип «я начальник, а вы… все остальные» уже не работает. Успеха добьется тот, кто сумеет сократить формальную дистанцию и встанет в ряд с командой. Современный руководитель, по мнению Натальи Букариновой, должен быть открыт к диалогу. Он выслушивает разные мнения и только после принимает решение.
«Еще одно важное качество лидера — он не боится нести ответственность за неправильные решения, как бы ни был велик соблазн приписать достижения себе, а все провалы свалить на остальных. Третье качество лидера — использование гибкого подхода к разным сотрудникам, четкое понимание личной мотивации каждого и использование этой информации в деловых взаимоотношениях».
Важны не только деньги
Чтобы гарантировано удержать команду, необходим более сложный комплекс мероприятий, чем материальная заинтересованность.
«Во-первых, нужны четкие и понятные каждому человеку цели и стратегия компании. Во-вторых, у сотрудника должны быть прописаны ключевые показатели эффективности. В-третьих, нужна система адаптации и наставничества. И конечно, важно работать с мотиваторами работников».
Учиться и еще раз учиться
Одной из причин смены работы многие называют отсутствие на предыдущем месте возможностей для профессионального развития. Поэтому те компании, которые развивают корпоративное обучение, опережают конкурентов, которые этим не занимаются. Чтобы новички могли быстрее адаптироваться, создаются внутренние онлайн-школы. Очень эффективно работает система наставничества, когда за новым сотрудником закрепляются несколько более опытных коллег.
Эффективность = комфорт сотрудников
«Грамотные, стратегически мыслящие руководители давно осознали, что сотрудник будет более эффективно работать, если у него есть комфортные условия. Сейчас это становится еще более актуальным, потому что молодежь достаточно избалована в плане комфортности. Хорошо это или плохо, но это данность, которую надо учитывать, чтобы персонал испытывал удовлетворение от нахождения на рабочем месте», — подчеркнула спикер.