Тюменцы месяцами ждут запчасти для ремонта китайских автомобилей
Тюменцы при ремонте китайских автомобилей столкнулись с рядом проблем, присущих новым брендам, которые быстро заходят на российский рынок. Одна из них — долгое ожидание ремонта. Об этом РБК Тюмень сообщили представители автобизнеса.
Санкции и логистические проблемы вынудили привычные европейские, корейские и японские бренды покинуть российский рынок, а на их место пришли китайские автоконцерны. По мнению заместителя технического директора тюменской группы компаний «Автоград» Ивана Покрышкина, ситуация с ремонтом и поставкой запчастей для новых автомобилей напоминает российский рынок несколько лет назад, когда на него заходили европейские и другие бренды.
Так, например, тюменский водитель, попавший в ДТП в начале декабря 2023 года, до сих пор вынужден ждать ремонта из-за длительной поставки запчастей, прогнозируемая дата поступления которых — конец мая 2024 года. То есть ожидание затягивается на полгода. Если бы поломка касалась возможности запуска автомобиля и его движения, то владелец не смог бы его использовать длительное время.
«Сроки от нас не зависят, ускорить процесс доставки не сможем. Тут все будет зависеть от логистики», — сообщил представитель дилера, отвечающий за ремонт автомобиля.
В то же время представитель Российского союза автостраховщиков (РСА) заявил «Ведомостям», что дефицита предложения по автозапчастям сейчас не наблюдается. Но поставщики, по его словам, могут не соблюдать сроки их доставки, из-за чего затягивается ремонт транспортного средства.
С чем связывают проблемы официальные дилеры и мастерские
Эксперт отмечают: в первую очередь китайские автопроизводители недостаточно эффективно обеспечивают информационную поддержку самих дилеров.
«Европейские бренды всю информационную поддержку осуществляют через современные дилерские порталы, когда можно зайти в свой личный кабинет и найти нужную информацию по обслуживанию авто от производителя. Китайские же производители пока что осуществляют поддержку не через онлайн-ресурс, а через инструкции в виде отдельных pdf-файлов, которые нужно в большом количестве перелопатить, чтобы найти нужную информацию», — говорит Иван Покрышкин.
Другая проблема связана с тем, что у китайских производителей техническая документация может не соответствовать автомобилю.
«Для разных рынков идут разные конфигурации электрической проводки, как и расположение блоков и элементов, а значит, отличаются и методы ремонта», — говорит Иван Покрышкин.
По словам председателя Региональной ассоциации станций техобслуживания Ольги Селезневой, из 121 китайского автомобильного бренда в России только два — Chery и Geely — имеют каталоги запчастей и всю необходимую документацию для ремонта и обслуживания машин. Центральных складов запчастей по брендам из КНР практически нет, каждый дилер возит запчасти под свои нужды сам, отмечает она.
Есть еще один нюанс, связанный с автомобилями, завезенными через параллельный импорт: официальные мастерские иногда даже не могут продиагностировать их, так как оборудование настроено под другие автомобили, поставляемые для других стран и регионов. Плюс китайские производители очень быстро проводят модернизацию автомобилей, и информационная, сервисная поддержка не успевает за выпуском новых технологических карт для новых моделей.
Иван Покрышкин также отметил, что несмотря на сильно шагнувшее вперед автомобильное производство, у китайских компаний встречается брак, связанный с недобросовестными поставщиками комплектующих.
«У некоторых автомобилей некачественные медные провода — они иногда просто сильно окисляются прямо под изоляцией. Это проблема редкая, и далеко не у всех брендов, но имеет место быть», — говорит эксперт.
Он также обратил внимание, что некоторые китайские автомобили не были подготовлены к суровым перепадам температуры в России, но в большинстве случаев это решалось перепрограммированием блоков управления автомобилей. К слову, как отметил один из владельцев китайского автомобиля Geely Coolray в разговоре с РБК Тюмень, при температуре ниже -30 градусов на улице, бортовой компьютер не показывает реальную температуру, застывая на показателе -30, а датчики температуры и давления в шинах загораются красным и показывают ошибку. И эта проблема присуща большинству китайских авто. Хотя данная модель на рынке России находится более трех лет, и автомобили в первом поколении собирались на заводе в Белоруссии.
«Китайские производители, зная, что в России температура опускается до -30, подготовили их с точки зрения программного обеспечения, чтобы системы не считали ошибкой низкую температуру. Но удивляются, что у нас температура может еще и подняться до +35 и больше», — говорит Иван Покрышкин.
Если говорить о ремонте китайских автомобилей с точки зрения навыков и умения мастеров, то те поломки, которые происходят в России из-за особенностей климата, могут стать неожиданностью даже для самих производителей авто, так как мастера в Китае с этим просто не сталкивались, а значит, не могут предоставить инструкций.
«В настоящий момент технические поддержки китайских автопроизводителей стараются оперативно реагировать на эти вызовы, но в любом случае это требует времени, чтобы наладить процесс. В целом машины китайских производителей оказались надежными. Мы ожидали, что процент отказов будет выше, чем сейчас. Китайцы используют уже проверенные временем агрегаты, ставят практически на все модели турбированные двигатели объемом 1,5 литра. Хорошо к ним подобраны трансмиссии. А по интеллектуальным и электронным системам они значительно обошли европейские автомобили», — подчеркнул Иван Покрышкин.
По его словам, скепсис по отношению к китайским авто начинает пропадать, в том числе из-за высокой скорости развития китайского автопрома. А сложившаяся ситуация с запчастями — неизбежное последствие экспансии китайских автопроизводителей на российском рынке, полагает автоэксперт Владимир Беспалов. По его прогнозу, вопрос с обслуживанием машин из КНР может решиться в течение года.