Как беспилотники помогают тюменскому бизнесу и властям
В ночь со 2 на 3 мая Кремль в Москве атаковал беспилотник, этот факт был зафиксирован множеством видеокамер российской столицы. Все чаще беспилотные летательные аппараты используют в военных или террористических целях, но БПЛА уже плотно вошли в нашу жизнь и стали одним из драйверов развития экономики. Владимир Путин на совещании по развитию беспилотных авиационных систем в конце апреля заявил, что курсы по управлению беспилотниками необходимо внедрять в образовательные программы, в том числе в школах.
РБК Тюмень опросил специалистов о том, в каких отраслях экономики можно использовать беспилотники.
Охрана окружающей среды и защита от природных пожаров
Как отметил эколог-эксперт, член экспертно-просветительского сообщества Международного Социально-Экологического союза Денис Дубовец, общая площадь земель лесного фонда Тюменской области составляет около 11,4 млн га, что эквивалентно 71% от общей площади региона. Большая часть территории остается труднодоступной для человека, и для охраны окружающей среды нужны большие затраты.
«Решением данной проблемы может стать применение надзорными органами региона БПЛА. С помощью данных устройств инспекции охраны природы могут проводить мониторинг земель на предмет выявления мест несанкционированного размещения отходов, выжигания сухой растительности, незаконной вырубки деревьев и т. п.», — говорит эксперт.
К слову, на службе департамента лесного комплекса Тюменской области числятся 54 БПЛА. Пилоты БПЛА были приняты в штат ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов».
Конечно, для региона БПЛА сейчас актуальны в первую очередь как средства наблюдения и мониторинга за природными пожарами. По мнению директора по маркетингу и прямым продажам ICL Services Лилии Алеевой, БПЛА могут быть очень эффективными при мониторинге природных пожаров, поскольку они могут быстро и эффективно охватывать большие территории. Однако они не заменят традиционный воздушный мониторинг, поскольку пилотируемые самолеты по-прежнему необходимы для сброса воды или антипиренов.
Тем не менее, по словам заместителя генерального директора по технологическому развитию «Группы Т1» Антона Якимова, несмотря на то, что регион находится на ранней стадии развития беспилотной авиации, стремительное развитие инфраструктуры беспилотных авиационных систем в краткосрочной перспективе позволит осуществлять регулярное автономное патрулирование лесного фонда как в дневное время, так и в ночное с применением тепловизионных камер.
«В конечном итоге комплексные цифровые решения, агрегирующие данные беспилотных авиационных систем и данных дистанционного зондирования Земли из космоса, позволят полностью отказаться от пилотируемой авиации в вопросе мониторинга за природными пожарами», — говорит Антон Якимов.
К чему стоит стремиться и какие задачи могут решить БПЛА в экономике
В Тюменской области БПЛА могут быть использованы для выполнения различных задач в транспортной, сельскохозяйственной, добывающей, строительной, нефтегазовой отраслях, а также в ходе поисково-спасательных операций, считает директор департамента промышленных решений Skymec Антон Ларсен.
«Регион отличает активное освоение месторождений нефти и газа. Промышленные коптеры с полезными нагрузками применяются в этой сфере при выполнении инженерных изысканий, а также для обеспечения промышленной безопасности, мониторинга и инспекции нефте- и газопроводов с целью обнаружения утечек и дефектов», — говорит эксперт.
Кроме того, БПЛА оборудуются камерами высокого разрешения и лидарными сканерами и могут помогать строителям более эффективно решать такие задачи, как исследование участков земли под строительство зданий, формирование 2D- и 3D-карт и моделей местности, а также анализ технических параметров объектов от фундамента до внешней отделки.
Также БПЛА, оснащенные датчиками, могут предоставлять фермерам информацию о состоянии урожая и оценках урожайности. Тюменский предприниматель Александр Андросов предложил фермерам обрабатывать поля с помощью беспилотников, это, по его мнению, повысит эффективность работ, сократит сроки, себестоимость и потери урожая.
Российские компании уже готовы предоставлять БПЛА, чтобы они могли работать в автономном режиме и собирать необходимую аналитику.
«Наш БПЛА может полностью автономно без пилота совершать облет периметра, собирая датасет [базу данных], необходимый для анализа и экстренного реагирования, даже в условиях задымленности и отсутствия связи. Кроме того, БПЛА ориентируется исключительно с помощью собственных бортовых камер и не требует внешних сигналов. Это позволяет использовать его в труднодоступных для других дронов местах. БПЛА может работать и в темноте за счет встроенных источников освещения, а также в условиях тумана и плохой погоды. Полученные в полете данные обрабатываются на борту в режиме реального времени с применением алгоритмов искусственного интеллекта», — рассказывает директор по репутации компании НТР Яна Казанцева.
Проблемы в развитии беспилотной авиации
Главная проблема в инновационных отраслях, как беспилотная авиация, — это квалифицированные кадры, их пока не хватает.
«Сегодня профессия оператора наземных средств управления беспилотных авиационных систем является одной из наиболее востребованных, особенно ценятся операторы с богатым опытом работы в реальных полевых условиях. Обучение занимает около 3 месяцев, также минимум несколько месяцев требуется для получения опыта пилотирования в реальных условиях», —отмечает Антон Якимов.
Лилия Алеева также считает наличие обученных пилотов для БПЛА вызывает озабоченность, поскольку спрос на пилотов растет быстрее, чем скорость обучения. Обучение пилотов БПЛА занимает несколько месяцев, и стоимость для некоторых может стать препятствием.
Кроме того, все эксперты указывают на сырую законодательную базу и множество ограничений, в том числе связанных с СВО.
«Так, в южных регионах России в связи с обеспечением безопасности критической инфраструктуры были введены ограничения на полеты коммерческих беспилотников, что сильно усложнило работу местных аграриев. Отказ от обработки сельхозугодий с помощью дронов может привести к снижению урожайности и повышению убытков», — говорит Антон Ларсен.
На дроны также распространяются правила для малой беспилотной авиации: законодательство предписывает регистрировать аппараты весом от 150 г до 30 кг в качестве воздушных судов и получать разрешение на каждый вылет.
«Федеральное агентство воздушного транспорта имеет строгие правила для БПЛА, в том числе ограничения по высоте полета и районам, где они могут летать. Это ограничило использование БПЛА в некоторых областях, например, в городских условиях», — рассказывает Лилия Алеева.
Еще одним барьером становится общественное мнение. Люди опасаются новых технологий и часто выступают за запрет использования их, особенно когда БПЛА используют в незаконных целях.
Больше деловых новостей в Telegram-канале РБК Тюмень
Читайте РБК Тюмень в Дзен.Новостях