«Треть потребляемого топлива будет составлять дизель»
РБК Тюмень продолжает проект, посвященный Дню работников нефтяной, газовой и топливной промышленности. Сегодняшний обзор на тему «Современные изменения на рынке нефти и нефтепродуктов» для наших читателей подготовил старший аналитик Центра экономического прогнозирования «Газпромбанка» Кирилл Никода. Эксперт рассказывает о мировых тенденциях, последствиях ужесточения экологической политики, росте спроса на дизель и «алюминиевых» автомобилях.
Мировые тенденции на нефтяном рынке, в который глубоко интегрирована и Россия, в последние несколько лет претерпевают фундаментальные изменения, как с точки зрения ценовых параметров, объемов добычи и торговли, так и с позиции изменения структуры потребления и спроса на нефтепродукты.
Сейчас все внимание приковано к рынку предложения: сможет ли ОПЕК оказывать влияние на нефтяные цены так же, как раньше на фоне роста добычи в США, какие будут последствия отмены нефтяного эмбарго Ирана. Спрос же рассматривается под призмой замедления роста Китая и перспектив импорта нефти Индией.
Ужесточение экологической политики в мире является фундаментальным фактором изменения структуры спроса на нефть и нефтепродукты, который может привести к количественному снижению потребления нефти, но и к качественному росту в ее использовании. Ограничение выбросов углекислого газа, снижение содержания серы в топливе, повышение топливной эффективности подразумевают использование более «чистого» топлива, а значит, роста глубины нефтепереработки и улучшения свойств продуктов на выходе. Переход на более качественные виды топлива, например, отказ от мазута в пользу дизеля, разумеется, дороже, но в условиях низких цен на нефть процесс перехода будет «дешевле».
Использование топлива с повышенными качественными свойствами может привести к замедлению потребления нефти. Изменение структуры потребления топлива ключевыми отраслями (транспорт, энергетика и т.д.) приведет к росту спроса на дизель до 40%, а его доля вырастет до 33% потребляемого топлива к 2040 г. Ярким примером таких изменений служит мировой рынок потребления судового топлива, где с 1 января вступили в новые нормы содержания серы (МАРПОЛ). Пока что требования по использованию топлива с пониженным содержанием серы распространяются на акваторию Балтики, Северного моря, побережье США и Канады, но вероятно будут расширены на оставшиеся части Мирового океана.
С 2020-2025 гг. нормы содержания серы в топливе по всему миру сократятся с 3,5% до 0,5%, что формирует долгосрочный стабильный спрос на газойль и дизель со стороны крупнейших перевозчиков. Для крупнейших российских компаний-производителей открываются дополнительные перспективы развития в связи с ожидаемым ростом спроса на средние дистилляты, а переход на СПГ на наиболее загруженных торговых маршрутах может ускориться.
Вторым аспектом, который может оказать влияние, в том числе и на объемы добычи нефти, являются требования увеличения топливной эффективности автомобилей. Так, начиная с 2000-х гг., крупнейшими регионами спроса на нефтепродукты (США, Европа, Азия) внедряются государственные программы снижения удельного потребления топлива, ориентированные на долгосрочную перспективу.
Например, в США снижение потребления топлива в 2025 г. составит 30-35% к 2015 г. (снижение на 2-2,5 л/100 км) в зависимости от класса, что соответствует ежегодному сокращению потребления топлива на 4,2% на 100 км. А в Европе выбросы CO2 в атмосферу должны быть снижены на 35% (до 95 г/км) или на 3,9% в год к 2020 г. Аналогичная программа может быть запущена в Китае, который также начал активно бороться с загрязнением воздуха в городах.
Реализация мер по повышению топливной эффективности идет по нескольким направлениям. Во-первых, это разработки по модернизации двигателей, в том числе применение гибридных и электродвигателей, но они связаны с высокими затратами (разработка, внедрение, обслуживание), кроме того, цены на такие автомобили значительно выше и в полной мере не отвечают масштабам мирового спроса. Во-вторых, перспективной тенденцией в мировом автомобилестроении является переход от стали к сплавам из алюминия при производстве автомобилей. Оба этих решения позволяют снизить потребление топлива, причем во втором случае стоимость для покупателей по сравнению со стальным аналогом практически не увеличивается, существует реальная экономия на топливе (до 20% или до 500 евро в среднем в год), а безопасность соответствует самым высоким требованиям и стандартам.
Таким образом, мы видим, что современный этап развития нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности формируется под знаком низких цен, роста конкуренции, изменения географии поставок и структурных сдвигов в потреблении нефтепродуктов.