«ЮТэйр» проиграла крупный тендер ООН
Авиакомпания «ЮТэйр», базирующаяся в ХМАО, проиграла тендер на предоставление авиауслуг для миротворческих операций в Конго. Гендиректор перевозчика Андрей Мартиросов считает, что всему виной введение ООН нового порядка проведения торгов.
«Новые принципы повышения прозрачности и учета интересов ООН при выборе поставщика очень сложно проследить», - цитирует главу авиакомпании «Коммерсантъ». Мартиросов полагает, что большое количество параметров, предъявляемых к конкурсантам, «запутало саму организацию».
Суть нового регламента, внедренного ООН, в том, что в требованиях тендера не указываются тип и количество необходимой авиатехники, а лишь общие условия. Участники должны указать в заявках наиболее «эффективные решения, соответствующие требованиям». Победит компания, предложившая наиболее рентабельный вариант.
Сейчас, по данным «Коммерсантъ», не менее половины контрактов, заключаемых на этом рынке с годовым объемом $773 млн, приходится на услуги российских авиакомпаний. Но теперь ситуация может измениться - не исключено, что перевозчики из РФ будут получать контракты по остаточному принципу.
Ситуация с «ЮТэйр» яркий пример этому. По итогам тестового тендера контракт для обслуживания миссии ООН в Конго в итоге получила американская компания AAR, хотя ее предложение было в два раза дороже, чем аналогичное предложение на предыдущих торгах.
По словам постпреда РФ при ООН Виталия Чуркина, американская компания предоставила вертолет, «выпущенный 45 лет назад», а стоимость присужденного ей двухгодичного контракта «едва ли не вдвое больше, чем затраты на аналогичную авиатехнику на предыдущих торгах». По данным Виталия Чуркина, сумма контракта составила $13 млн, но в сообщении победителя конкурса — компании AAR — речь идет о сумме порядка $19 млн.
По мнению экспертов «Коммерсантъ», эксплуатация российской техники вышла бы дешевле. Так, годовой контракт с использованием Ми-8 стоит в среднем $3 млн, в то время как эксплуатация вертолета Sikorsky S-61 - $6 млн. Однако в случае с пилотным тендером секретариат ООН счел, что у авиатехники компании AAR более экономичные авиадвигатели и недорогое обслуживание.