Из-за штрафов тюменский бизнес стал чаще отчитываться о рекламе
Число тюменских компаний, которые передают отчетность о размещенной в сети Интернет рекламе в государственную систему ЕРИР (Единый реестр интернет-рекламы), в 2024 году выросло почти в два раза по сравнению с предыдущим. Об этом на организованном РБК Тюмень бизнес-завтраке «Реклама в СМИ сегодня» сообщила руководитель юридической службы ОРД «МедиаСкаут» (входит в Группу МТС) Анжелика Изотова.
Эксперт пояснила, что крупный бизнес лучше понимает цели и необходимость отчетности, а также быстрее осваивает инструменты маркировки интернет-рекламы. В тоже время серьезным стимулом для соблюдения требований по маркировке является желание избежать штрафов, которые предусмотрены за неисполнение требований закона: после их введения бизнес стал активнее подключаться к ОРД.
Доля юридических лиц, которые регулярно передают данные о проведенных рекламных кампаниях в сети, в общем объеме пользователей ОРД в Тюмени выросла с 44% до 56%. При этом среди клиентов «МедиаСкаут» нет ни одного физического лица или самозанятого. Доля тех, кто не подает данные в ОРД в Тюменской области, еще высока.
Анжелика Изотова предупредила о последствиях отсутствия маркировки и нарушения порядка предоставления отчетности в ЕРИР и рассказала о правовых аспектах требований закона о рекламе.
В каких случаях материал считается рекламным
По словам Анжелики Изотовой, первым признаком рекламы является привлечение внимания к продукту или бренду.
«Если привлечения внимания в материале нет, если выдержана общая тематика информационного ресурса, если все в едином стиле, то маловероятно, что материал будет признан рекламой. Если же тематики ресурса и материала различаются, например, СМИ специализируется на туризме, но вдруг размещает не связанную с этим статью, то в этом случае ФАС может признать такую статью рекламной. Тем более если в тексте содержатся элементы продвижения и ссылки на сайты третьих лиц. Сюда же можно отнести отражение лишь положительных черт и описание преимуществ перед конкурентами. Такие материалы также с высокой долей вероятности могут быть признаны рекламными. Что касается блогеров, то с ними ситуация схожа. ФАС обращает внимание на привлечение аудитории, элементы продвижения и отличие от общей тематики», — рассказала Анжелика Изотова.
Пограничным моментом являются нативные интеграции, которые могут превратиться в рекламу при акцентировании внимания на товаре. Признаком рекламы в этом случае будет то, что такую интеграцию можно изъять из основного материала без ущерба для него.
Интернет-реклама
Совершенно неважно, в каком формате распространяется рекламный материал, будь то баннер, электронная рассылка или текст на сайте. Главное, что это происходит непосредственно в Интернете.
«Однако сюда не относятся SMS-рассылки и Push-уведомления, которые сейчас набирают популярность. Они не маркируются. А вот все остальное — да. По требованиям о маркировке любая реклама в интернете должна содержать уникальный рекламный идентификатор — токен или erid. Преимущественным способом размещения токена является кликовая ссылка. Но если нет возможности этого сделать, токен может быть размещен на самом материале, в тексте, в комментариях под ним. Помимо токена, есть еще такое понятие, как пометка о рекламе, когда добавляется слово «Реклама» и указание на рекламодателя (его наименование либо сайт, где эти данные указаны). Есть несколько примеров того, как это может отображаться, но формат рекламораспространитель может определять самостоятельно. Главное, чтобы эта информация присутствовала в рекламе. Причем важно помнить, что если указывается сайт, то это должен быть именно тот сайт, на котором указана информация о рекламодателе. Если материал рекламный, то ставится и пометка, и токен», — пояснила Анжелика Изотова.
Среди самых частых нарушений в Интернет-рекламе — отсутствие пометки вообще либо отсутствие информации о рекламодателе.
Штрафы и их влияние
При нарушении рекламораспространителями требования закона «О рекламе» в части отсутствия пометки «реклама» и указания на рекламодателя штраф для физических лиц составляет 2-2,5 тыс. руб., для индивидуальных предпринимателей — 4-20 тыс. руб., а для юридических лиц — 100-500 тыс. руб.
При непредоставлении либо нарушении сроков предоставления информации в ЕРИР рекламодателями, операторами рекламной системы или рекламораспространителями штраф для физических лиц — 10-30 тыс. руб., для индивидуальных предпринимателей — 30-100 тыс. руб., а для юридических лиц — 200-300 тыс. руб.
При распространении рекламы без идентификатора штраф для физлиц — 30-100 тыс. руб., для ИП — 100-200 тыс. руб., для юрлиц — 200-500 тыс. руб.
Введение штрафов отразилось на стоимости услуг размещения рекламы. Как отметил основатель креативного агентства FOL'GA Дмитрий Петрулев, в связи с введением маркировки агентству пришлось поднять цены.
«Мы подняли все цены, потому что приходится делать маркировку. Более того, это отдельный функционал и этим приходится заниматься отделу продвижения — таргетологам, людям, которые занимаются контекстной рекламой и т. д. Сейчас потребность растет, и мы понимаем, что нужно брать отдельного сотрудника, который будет контролировать все эти процессы, вести маркировку, сдавать отчетности в ОРД», — рассказал эксперт.