«Новапорт» купил «Рощино»: «Сделка закрыта, новые инвесторы проводят ознакомительную работу»
«Новапорт» купил аэропорт «Рощино» у структур, близких к авиакомпании «ЮТэйр». Как сообщил РБК Тюмень директор воздушной гавани Владимир Поляков, сделка была закрыта 12 декабря 2014 года. Компания Романа Троценко приобрела все 100% акций, сумма покупки не разглашается.
Официальных заявлений новый собственник пока не сделал. По данным агентства, сейчас представители «Новапорта» уже работают в воздушной гавани. «Изучают документы, знакомятся», - рассказал другой представитель порта.
По состоянию на конец третьего квартала 2014 года, акции «Рощино» были распределены между следующими держателями: 25% бумаг принадлежало ООО «Логос», 25% - ООО «ДСК», 25% - ЗАО «Тренд» и столько же – ООО «Центр экономической безопасности. Все структуры зарегистрированы в Москве. С 12 декабря, судя по раскрытию информации эмитента, соответствующие доли переданы: ООО «Информация и аналитика», ООО «Эускади», ООО «Проф-Консалт» и ООО «Флемстэд».
Как ранее сообщал РБК Тюмень Владимир Поляков, присутствие «ЮТэйр» в Рощино постепенно сокращается с осени.
«Доля «ЮТэйр» в наших объемах (доходах) ранее составляла более 60%, сегодня эта цифра менее 30%. Сокращение коснулось и части парка самолетов: остановлены перевозки на самолетах ATR 42, вывели из эксплуатации CRJ 200. В тюменском аэропорту базируются еще «Боинг 737-800» и ATR 72. Сократились и рейсы перевозчика. В частности, это коснулось в большей мере чартерной программы. Отменены перелеты в Санкт-Петербург, а также все рейсы по южному направлению», - рассказывал в интервью РБК Тюмень г-н Поляков.
По информации газеты «Коммерсантъ», «Новапорт» уже подготовил стратегию развития аэропорта до 2025 года. Одним из ее ключевых пунктов является увеличение пассажиропотока на линиях Тюмень-Москва и Тюмень-Петербург за счет трансферов через Тюмень из городов области и соседних регионов (Новый Уренгой, Нижневартовск, Сургут, Ханты-Мансийск и др.). Планируется развитие бизнеса присутствующих в аэропорте авиакомпаний — базовых «ЮТэйр» и «Ямал», «Аэрофлота» и «Сибири». «Новапорт» намерен также привлечь «Трансаэро» и «Уральские авиалинии».
Холдинг хочет расширить и число международных рейсов из Рощино за счет «программы трансфера». Сейчас из Рощино «ЮТэйр» выполняет лишь два международных рейса — в Мюнхен и Дрезден. Но «Новапорт» предполагает запустить четыре рейса в неделю в Стамбул, три в Дубай, два в Прагу, а также в Пекин, Дюссельдорф, Франкфурт и другие города. Сделать это планируется за счет привлечения в аэропорт новых авиакомпаний, в том числе иностранных: Turkish Airline, Flydubai, China Southern Airlines, Czech Airlines и других.
В итоге инвестор планирует увеличить пассажиропоток аэропорта с 1,37 млн пассажиров в 2014 году до 2,37 млн к 2020 году (1,9 млн придется на внутренние перелеты) и выйти почти на 3 млн пассажиров к 2025 году (2,4 млн — на внутренних линиях). Но в стратегии признаются и слабости модели создания хаба для трансфера в Тюмени — слаборазвитая региональная маршрутная сеть аэропорта и инфраструктура для трансфера. Кроме того, отмечены конкуренция екатеринбургского Кольцово (принадлежит «Аэропортам регионов» «Реновы») и развитие прямого авиасообщения из других городов области.
Инвестпрограмма Рощино до 2025 года составит 5 млрд рублей, но в 2016-2017 годах вложения в реконструкцию и расширение пассажирского терминала будут скромными - лишь 100 млн рублей. С 2021 года планируется строительство нового международного терминала за 3,1 млрд рублей, а также нового грузового терминала. В стратегии признается, что в 2014 году у аэропорта будет убыток на уровне 20 млн рублей, но в 2015 году холдинг хочет получить в Рощино прибыль в размере более 120 млн рублей при выручке 1,4 млрд рублей, а к 2022 году — 1 млрд рублей прибыли.
Между тем, по мнению аналитиков, в среднесрочной перспективе, привлечь в «Рощино» новых перевозчиков будет крайне сложно. Во-первых, «ЮТэйр» вряд ли оставит направления, которые способны генерировать прибыль либо субсидируются регионом, отмечал глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Кроме того, по словам эксперта, в кризис большая часть компаний будет сокращать провозные емкости. «Если кто-то для того, чтобы осуществить экспансию на соседние рынки, вместо того, чтобы сокращать парк, будет еще добирать самолеты, то риск серьезно подорвать свое положение будет немалый», - добавлял он.
В то же время, по мнению Пантелеева, расширение числа перевозчиков в «Рощино» - вопрос времени. «Тюмень так или иначе проводит модернизацию, обновляет терминал, наземное оборудование. Окупить эти инвестиции в условиях падающего рынка будет непросто. Для того, чтобы все-таки быть в нормальной финансовой форме, аэропорту придется сотрудничать со всеми авиакомпаниями, заниматься активным привлечением перевозчиков», - добавил он.