В Тюмени резко подорожают овощи и мясо
В Тюмени прогнозируется резкий скачок цен на овощи и мясо. Это будет отложенный эффект от роста цен на удобрения. Об этом РБК Тюмень рассказал заместитель генерального директора агрофирмы «КРиММ» Вадим Гринев.
«Удобрения — одна из главных составляющих в себестоимости. Некоторые выросли в 2021 году на 70-100%. Это отразится на цене овощей в 2022 году», — рассказал Гринев.
Коммерческий директор птицефабрики «ПРОДО-Тюменский Бройлер» Максим Бондаков отмечает, что сегодняшние цены на продукцию птицефабрики не отвечают изменившимся издержкам производителя.
«Рост цен на корма в минувшем году составил 30-40%, упаковка подорожала до 100%. При этом отпускная цена на продукты выросла в меньшей степени», — говорит Бондаков.
Напомним, в прошлом году УФАС выступил с предложением для торговых сетей — добровольно ограничить торговую наценку на ряд социально-значимых продуктов. В январе X5, «Магнит» и сеть «Бристоль» подтвердили, что готовы на эту меру.
«"Магнит" планирует установить максимальную наценку на товары первой необходимости на уровне не более 10% во всех магазинах, в том числе, в Тюменской области», — сообщили РБК Тюмень в пресс-службе АО «Тандер».
Ограничение коснется около 200 товарных позиций из 25 категорий, составляющих базовую продовольственную корзину. В том числе вермишель, овощи борщевого набора, хлеб, молоко, сливочное масло, гречневая крупа и другие. Компания будет использовать специальные ценники для выделения данных товаров на полках.
В «КРиММе», «Тюменском бройлере» и в компании «Тюменьмолоко» пока не получали никаких сообщений от ритейлеров на эту тему. Директор хлебокомбината «Абсолют» отказалась комментировать ситуацию.
Вадим Гринев говорит, что компания «КРиММ» поддерживает инициативу.
«Вопрос в том, как она будет реализована. Если конечная цена для потребителя снизится, это хорошо. Но мы опасаемся, что свои издержки ритейлеры переложат на нас», — говорит Гринев.
В «Тюменьмолоко» также предполагают, что мера позволит снизить цену для покупателей и положительно оценивают решение сетей.
«Возможности ритейла каким-то образом компенсировать часть недополученных доходов за счет поставщиков также ограничены законом. Бонусы за «попадание на полку» не могут превышать 5%», — подчеркивает директор по продажам «Тюменьмолоко» Александр Высоких.
Тем не менее экономист, доцент кафедры экономической теории и прикладной экономики ТюмГУ Иван Вилков согласен с тем, что производители находятся в менее выгодной позиции.
«Сети могут держать определенный уровень цен на ряд базовых товаров, а зарабатывать тем, на что ФАС обращает меньше внимания. Нельзя сказать, что в ритейле сегодня фантастическая рентабельность, но возможностей заработать больше», — отмечает Иван Вилков.
Меры государства экономист оценивает позитивно, поскольку ФАС ограничивает возможности получать сверхприбыли на базовых вещах.
«Если говорить о товарах класса премиум, то ради бога – устанавливайте любую цену. Но когда речь о хлебе и молоке, государство необходимо. Ситуация с сетями напоминает олигополию: все меньшее количество игроков начинает контролировать все больший объем рынка. Когда их немного, они могут вступить в ценовой сговор, и государство здесь – стабилизирующий фактор», — объясняет экономист.
Чтобы сэкономить, специалист рекомендует пользоваться возможностями, которые дает информационная открытость и онлайн-ритейл.
«Нужно полчаса, чтобы сравнить цены в разных торговых точках и узнать, где дешевле. Фактор информационной прозрачности, вероятно, будет давить на рынок. Дополнительно за счет развития дистанционной торговли могут быть пересмотрены бизнес-модели – огромные площади будут неактуальны. В результате такой перестройки рост цен на продукты, возможно, будет не таким резким», — резюмирует эксперт.