Конкуренция и изъятие техники: как изменился рынок лизинга в 2024 году
Тюменский рынок лизинга в 2024 году развивался в условиях высокой ключевой ставки, а также под давлением прогнозов по ужесточению денежно-кредитной политики (ДКП), введения новых экономических барьеров как со стороны российского правительства, так и иностранных санкций. О том, какие тренды наметились в 2024 году и чего ждать в 2025 году, РБК Тюмень рассказали представители отрасли.
Итоги лизинга в 2024 году
По словам генерального директора тюменской госкомпании «ТАЛК лизинг» Михаила Благовисного, в 2024 году в регионе обострилась конкуренция лизингодателей.
«В 2023 году рост рынка лизинга составил порядка 90%. Тогда, на подъеме, конкуренция была существенно ниже и спроса хватало для всех. За 9 месяцев 2024 года произошло падение рынка. Окончательных данных по году пока нет, предположу, что результаты не улучшились, на фоне общего падения рынка лизинга компании должны были выполнять планы в условиях жесткой борьбы за клиентов», — отметил Михаил Благовисный.
Он также добавил, что сдерживающим фактором стала выросшая ключевая ставка. Она вместе с ростом уровня затрат компаний привела к падению уровня рентабельности лизинга.
«Хочется отметить, что на фоне такой сложной картины растет количество изъятой техники. Это связано с тем, что компании-лизингополучатели брали имущество в лизинг, не рассчитав свои силы. Это проблема, решать которую приходится лизинговым компаниям: объем изъятого имущества портит балансовые показатели, снижает рейтинги, приводит к сложностям с финансированием. По сути, получается замкнутый круг, из которого нужно как-то выбираться», — говорит эксперт.
При этом региональный директор федеральной компании «Интерлизинг» в УрФО Иван Савченко, наоборот, выразил мнение, что объем продаж компании в регионе в 2024 году из-за развития промышленности вырос на 30%.
«Отложенный спрос продолжали реализовывать добывающие предприятия, традиционно сильны в области обрабатывающие производства, которые показали устойчивость даже при повышении ключевой ставки во втором полугодии», — сообщил Иван Савченко.
Как он отметил, в первом полугодии бизнес сдержанно подходил к реализации своих инвестиционных планов и ожидал смягчения политики Центробанка, но, не дожидаясь смягчения ДКП, предприятия постепенно начали возвращаться к принятым ранее программам развития.
«Драйвером автолизинга стал грузовой сегмент, прирост нового бизнеса в котором составил 50%. Пик спроса также пришелся на вторую половину года, в особенности на третий квартал. В этот период предприниматели старались обновить автопарки по актуальным до повышения утилизационного сбора ценам», — добавил он.
Руководитель отдела продаж ГК «Альфа-Лизинг» в Тюмени Эльвира Степанова добавила, что в регионе фиксировались высокие темпы дорожного строительства. Данная динамика находит отражение и в сегменте лизинга дорожно-строительного оборудования.
«Так, если в 2023 году доля данного типа техники в общем объеме лизинговых сделок в регионе составляла 8,1%, то в 2024 году показатель вырос до почти 10%. Наиболее активные периоды с точки зрения обновления парка спецтехники в 2024 году — март, январь, октябрь», — говорит она.
Кроме того, Эльвира Степанова отметила, что доля китайской спецтехники на рынке стала снижаться. Она сократилась с 73% в 2023 году до 67% в 2024 году, несмотря на общую тенденцию к увеличению спроса на авто и технику из Китая. Отсутствие роста доли китайской техники фиксируют и в компании «Интерлизинг».
«На текущий момент в сегменте легковых и грузовых автомобилей доля китайских производителей составляет около 39% продаж. Наиболее популярными марками легковых автомобилей являются Great Wall (Haval), Geely, Tank, Jac. Лидеры среди грузовиков — Sitrak и Shacman», — говорит Иван Савченко.
Прогноз на 2025 год
Михаил Благовисный считает, что конкуренция на рынке лизинга будет расти, а удешевление услуг лизингодателей в какой-то момент остановится.
«Лизинговым компаниям нужно будет справляться с растущими объемами изъятой техники, а это непросто: уже сегодня стоки очень велики и лизинговые компании начинают, по сути, конкурировать с дилерскими сетями, продающими новую технику», — сообщил он.
По словам Ивана Савченко, в период турбулентности на рынке, компании будут стремиться к оптимизации затрат и повышению эффективности бизнес-процессов.
«Прогнозируем, что в 2025 году сократятся сроки по новым договорам лизинга — это характерный тренд, который проявляется в период высоких ставок. При этом на фоне ужесточения требований банков к заемщикам лизинг останется доступным и эффективным инструментом обновления основных средств», — отметил Савченко.
Эльвира Степанова подчеркнула, что экономические факторы — повышение ключевой ставки, рост стоимости авто и техники — приведут к снижению доли продаж новой техники.
Сегмент транспорта является одним из самых востребованных в лизинге региона. Помимо автомобилей, популярными в Тюмени являются спецтехника и логистическое оборудование, производственное и упаковочное оборудование, сельскохозяйственная и строительная техника, станки для полиграфии, текстильной индустрии. В 2023 г. лизинговый рынок Тюменской области продемонстрировал существенную динамику по приросту: показатели выросли почти в два раза.