Мошенники украли у жителей Тюменской области 1,2 млрд рублей
В 2023 году телефонные и интернет-мошенники похитили у жителей Тюменской области 1,2 млрд рублей. Об этом РБК Тюмень рассказал доцент Финансового университета при правительстве РФ Петр Щербаченко. При этом всего на территории региона было зарегистрировано 6,4 тыс. таких случаев.
На что мошенники «ловили»
Одной из самых распространенных схем обмана тюменцев стал телефонный звонок, в ходе которого сообщали, что кто-то из родственников попал в аварию и необходима помощь, либо родственник сам стал виновником ДТП, вследствие чего срочно требуются деньги.
Вторая схема обмана, на которую попадались многие, — звонок или сообщение с информацией о крупном выигрыше. Людей просят прислать данные карты или перейти по ссылке для подтверждения личности и получения приза.
Еще одна разновидность мошенничества — сообщение о блокировке банковской карты. «Жертве» приходит сообщение или поступает звонок с информацией о ее блокировке. Злоумышленники просят дойти до банкомата и перевести все деньги на безопасный счет
Для тех, кто занимается продажей, нашелся свой вариант обмана. Начинается все со звонка потенциального покупателя, который без особых уточнений сообщает, что готов купить товар и хочет перевести предоплату немедленно на банковскую карту. Но кроме номера карты он пытается узнать и другие данные, такие как имя владельца, пин-код и секретный код.
Помимо этого, о новой схеме обмана рассказали специалисты банка ВТБ. Теперь преступники стали использовать голосовые сообщения из существующей переписки с людьми из списка контактов. Ранее аудиозаписи создавали с помощью искусственного интеллекта. Злоумышленники взламывают аккаунт «жертвы» в мессенджере и внимательного изучают переписку со знакомыми и коллегами. Подобрав подходящего собеседника, пишут ему текстовое сообщение от имени владельца аккаунта. Задача мошенников — войти в доверие, поэтому они могут продолжать начатый ранее диалог или поднять тему, переписка о которой велась ранее. «Завязав» диалог, они копируют старые голосовые сообщения, что убеждает собеседника, что с ним действительно общается его знакомый или родственник. Только после этого они переходят к просьбе о финансовой помощи. В итоге «жертва» переводит деньги на карту, номер которой присылает мошенник.
«Старые схемы всегда обрастают новыми подробностями и хитростями. Мы уже предупреждали клиентов не вести телефонных разговоров с неизвестными, чтобы исключить запись голоса. Такие данные легко использовать для хищения денег. Ранее мошенники использовали сложные современные технологические решения. Теперь они научились применять простые голосовые сообщения в мессенджерах, чтобы убеждать людей помочь друзьям или близким, от лица которых ведется общение», — рассказал старший вице-президент ВТБ, руководитель департамента цифрового бизнеса Никита Чугунов
Как не попасть на «крючок» аферистов
«Правильная реакция на мошенническое сообщение: прервите разговор с мошенником и самостоятельно перезвоните тому, о ком идет речь. Если его телефон отключен — свяжитесь с его коллегами, друзьями и родственниками для уточнения информации. Не переводите деньги в ажиотаже, не переходите по непонятным ссылкам и не отправляйте фото банковской карты в чат для того, чтобы получить перевод», — отметил Петр Щербаченко.
Что касается схемы обмана с голосовыми сообщениями, то, по словам Никиты Чугунова, для защиты рекомендуется удалять голосовые сообщения из чатов после прослушивания или поставить опцию их автоудаления.