Подсказки для власти – от тюменских предпринимателей
РБК Тюмень обратилось к предпринимателям с просьбой назвать главные проблемы ведения бизнеса в России и Тюменской бласти, и на основе этих «болевых точек» попробовать составить правительству региона предложения. По мнению большинства опрошенных бизнесменов, основная масса их трудностей связана с повышенной и неразумной налоговой нагрузкой, дорогими кредитами и общей экономической нестабильностью. В то же время место работы предприниматели менять бы не стали, признавая, что их территория одна из наиболее удачных для ведения бизнеса. Но с некоторыми оговорками.
Высокие налоги и нежелание работать – «основной наш бич»
Высокие налоги и неопределенность экономической ситуации, высокая степень коррумпированности чиновников (в том числе судейского корпуса) и неопределенность в некоторых вопросах права собственности, дорогие кредиты и отсутствие квалифицированных кадров – основные проблемы ведения бизнеса в России, считает соучредитель детского развивающего центра «Ступеньки» Максим Воробьев. «В Тюменской области проблемы те же, но, если она и отличается от других регионов с точки зрения условий ведения бизнеса, то в лучшую сторону. У нас развиты механизмы господдержки малого бизнеса. Кроме того, наш регион все-таки более инвестиционно привлекателен, по сравнению со многими соседями», - считает Воробьев.
Беда даже не в величине налогового бремени, а в том, что правила НК не учитывают особенности функционирования отдельных видов бизнеса, добавляет директор компании «Экостеп-Тюмень» Татьяна Яковлева. «Например, мой бизнес - производство травмобезопасной резиновой плитки, брусчатки, полотна и спортивные бесшовные покрытия – сезонный. В основном все заказы поступают в летне-осенний период. Но налоговые платежи за прошлый год нужно заплатить до 28 марта. Сезон же заканчивается в октябре. Ежегодно мы испытываем огромные неудобства с поиском денег на очередную выплату», - говорит Яковлева.
При этом выход, по ее мнению, есть: 80-90% объектов, где используется такая продукция, относятся к социальной инфраструктуре и в конечном счете финансируются из бюджета, нужно «всего лишь» вынести материалы для благоустройства за рамки тендеров на благоустройство и заказывать эти материалы в осенне-зимний период. При этом в Тюменской области, полагает Яковлева, решать сложности должно быть проще, чем в других регионах: здесь создана среда для взаимодействия предпринимателей и государственных менеджеров.
Руководство агрохолдинга «Юбилейный» расширяет проблематику. Увеличение сроков окупаемости инвестиционных проектов в связи с ростом стоимости кредитов, снижение рентабельности производства из-за повышения стоимости сырья и материалов и ограничения со стороны государства в части повышения цен реализации продукции в числе негативных факторов называет гендиректор агрохолдинга Сергей Мамонтов.
«Проблема ведения бизнеса в России и в Тюменской области одна – люди не хотят работать, – продолжает президент группы компаний «Автоград» Алексей Салмин. - В стране никто не боится потерять рабочее место. Именно это нам не позволяет повышать производительность труда, быть эффективными».
Предприниматель Александр Арбатский (производство и переработка иван-чая) испытывает трудности при попытках попасть со своим товаром на полки крупных магазинов. Среди факторов, которые, по его мнению, мешают развивать бизнес – «нереально дорогие и сложные» кредиты и неопределенность экономической ситуации.
«С существующими ставками по кредитам невозможно заниматься производством и переработкой. Производителям целесообразно обеспечить доступ к кредитам по ставке до 10%, тогда получится изменить ситуацию с импортозамещением. Важно прекратить вносить изменения в налоговый кодекс (они происходят ежемесячно), установить для малого бизнеса спецрежимы по налогам (ЕНВД, торговый сбор, упрощенка) и не менять их. Манипуляция с налогами говорит об одном - предприниматели не могут планировать, а отсюда неуверенность в завтрашнем дне и нежелание созидать. Сегодня лишь 2% желающих заниматься бизнесом в России. А десять лет назад было 16%», - рассуждает генеральный директор ООО «Компания Мир» (рекламный бизнес) Владимир Попов.
Недоступность кредитных ресурсов, отсутствие позитивного мышления и консолидированной позиции, неопределенность в экономическом и правовом поле в качестве препятствующих развитию факторов называет директор ООО «СибТач» (разработка программного обеспечения) Артем Андросов. «Для предпринимателя главное - стратегическое планирование, он должен знать ситуацию минимум на три года, чтобы планировать свою деятельность, оптимизировать риски», - поясняет он.
«В Тюменской области проблемы те же, но нам больше повезло с руководством области. Они видят на несколько шагов вперед и вместо поднятия налогов их снижают (ставка 5% по УСН), вводят налоговые каникулы», - считает Андросов.
По мнению генерального директора ООО «Кванта+» Эдуарда Омарова, все перечисленные сложности вытекают из отсутствия четкого понимания того, насколько МСБ в стране необходим. Впрочем, за это нельзя упрекнуть руководство Тюменской области, напротив, осознающего «нужность малого бизнеса», добавляет он.
«С непреодолимыми препятствиями в осуществлении инвестпроектов наша компания не сталкивалась. Как показывает практика, все можно решить за столом переговоров либо в установленном законом порядке. Мы видим, как правительство региона заинтересовано в любых продуманных инвестиционных проектах, и особенно в периоды экономических спадов. Наши партнеры по инвестпроектам из других регионов (торговые сети, ресторанные холдинги, автомобильные дистрибьюторы и т.д.) отмечают, что в Тюменской области создан благоприятный климат для ведения бизнеса. За последние три года на площадях в наших объектах разместились более двух десятков федеральных и международных брендов, ранее не представленных в Сибири. Претензий нет, сворачивать бизнес в регионе не собираются, напротив - готовы расширять ассортимент и перечень предлагаемых услуг», - поделился заместитель генерального директора «Сибинтел-холдинг» по связям с общественностью Марк Добрянский.
Впрочем, далеко не все бизнес-начинания в области поддерживаются так же исправно. Несколько лет в администрации Тюмени «зарубили» проект строительства мусороперерабатывающего завода. «У меня был проект завода и инвестор, мне были нужны гарантии того, что машины с бытовым мусором поедут до моего комплекса по переработке. Мне дали понять, что ничего не получится», - рассказал Арбатский.
«Нам нужно больше контакта и открытой информации»
Контакт между властью и бизнесом хоть и присутствует, но должен быть более тесным, чтобы все участники процесса могли инициировать законопроекты, регулирующие деятельность предпринимательского сообщества, на федеральном уровне, говорит Эдуард Омаров.
Кроме того, власть должна скоординировать бизнес-сообщество на взаимодействие друг с другом. «Необходимо средний и малый сектор экономики объединять в ассоциации и отраслевые союзы. Самостоятельно они не смогут объединится, нужна помощь правительства», - добавляет Алексей Салмин.
Целый перечень пожеланий у Максима Воробьева: во-первых, как минимум не сворачивать, а в идеале расширять действие программ поддержки малого бизнеса; во-вторых, зафиксировать льготные ставки аренды помещений для МБ; в-третьих, не увеличивать налоговую нагрузку на МБ, а для некоторых сфер даже сократить хотя бы на ближайшие один-два года; в-четвертых, создать для МБ максимальные возможности для участия в государственных и муниципальных закупках.
«Еще бы предложил внимательно посмотреть на штат и функционал сотрудников органов исполнительной власти всех уровней. Думаю, что в этой части можно было бы найти существенные возможности и для экономии бюджетных средств, и для повышения качества и скорости принимаемых решений», - резюмировал Воробьев.
По мнению Татьяны Яковлевой, необходимо обязать подрядчиков проектов, финансируемых из бюджета, в обязательном порядке осуществлять закупки материалов у местных поставщиков. «Местный производитель должен априори иметь конкурентное преимущество перед другими участниками рынка», - отмечает она. Кроме того, директор компании «Экостеп-Тюмень» считает целесообразным сделать для социально-ориентированных предприятий бесплатным доступ на городской дискуссионный интернет-портал, чтобы размещать рекламу. А победителям региональных конкурсов «Тюменская марка», «Лучшие товары и услуги Тюменской области» в качестве поощрения определить квоту для бесплатного размещения щитовой или баннерной рекламы на носителях, находящихся в муниципальной собственности, добавляет Яковлева.
Александр Арбатский видит необходимость в создании региональной целевой программы глубокой переработки растительного и нефтехимического сырья. «Речь идет о тобольских пластиках, газах, нефти, диатомитах и прочем, и, конечно, о травах и ягодах. Я изучал компании в других регионах, которые занимаются глубокой переработкой растительного сырья, и понял, что мы ходим по золоту и даже не замечаем этого», - пояснил он.
В Тюменской области должен быть создан план развития территорий, считает Владимир Попов. «Не хватает информации о том, что нужно в области (жителям) в ближайшие годы, какие товары и услуги следует производить. Предпринимателям должна быть доступна информация, что планируется в горизонте 3-7 лет, какие откроются производства, в каких сегментах у нас высокая конкуренция», - отмечает глава «Компании Мир».
Кроме того, по мнению бизнесмена, надо упростить получение разрешения на строительство, ввод в эксплуатацию. В-третьих, поощрять и продлевать налоговые спец режимы для предпринимательства. И, в-четвертых, на ввозимые средства производства (станки, технологические линии и т.д.) должны быть отменены все пошлины и налоги. «С учетом нашего климата и стоимости ресурсов любое производство долго окупается, если отменить пошлины будет больше интереса по организации производств», - пояснил Попов.
Артем Андросов предлагает ввести налоговые каникулы для начинающих, отменить аттестацию рабочих мест, снизить ключевую ставку и сократить аппарат контролирующих ведомств.