Через год тюменский рынок захлестнут франчайзинговые проекты
Как сообщила РБК Тюмень консультант представительства Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) в УрФО Наталья Ильясова, даже при очень высоком желании предпринимателей купить бизнес, есть определенные факторы, которые ситуацию сдерживают. «В частности, отсутствие свободных средств на рынке. Программа Сбербанка «Бизнес-старт» приостановлена, Промсвязьбанк не так охотно выдает кредиты по программе «Лайф Франчайзинг». Если бы ситуация стабилизировалась, бизнес получил бы доступ к альтернативным финансовым источникам, например, инвестиционным фондам, мы могли бы увидеть прирост рынка на 10-15% за 2015-2016 годы, - отметила она. - Заявок на покупку франшиз поступает много, но цикл от приема заявки до реальной сделки может затянутся. Так что, прирост мы можем увидеть не сейчас, а в 2016-2017 годах, и он может быть большим».
По мнению эксперта, в условиях кризиса эта сфера бизнеса будет процветать. Технологии, которые способствуют минимизации предпринимательских рисков, наиболее востребованы в нестабильное время. И франчайзинг – одна из них. «Сегодня люди стремятся подстраховаться, заглянуть в будущее, проанализировать ситуацию подробно, детально изучить финансовую модель. Мы видим, что в Тюменской области, Югре и на Ямале уровень запроса на покупку франшизы растет. Единственное, люди хотят разных предложений, как в ценовом сегменте, так и по сферам деятельности», - сообщила она.
Начальник управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области Андрей Пантелеев напомнил, что в кризис 2008 года наблюдался рост франчайзинговых концепций. «Люди ищут надежный способ вложения свободных денег. В этом сегменте бизнеса все стабильно: есть команда, которая разработала концепцию и технологию и с радостью принимает в свои ряды новых партнеров, - отметил он. - Если говорить про тюменские компании, то часть из них занимает активную позицию и развивает бизнес как внутри региона, так и за ее пределами. Часть компаний оптимизирует собственные процессы и улучшает концепцию продукта».
Так, директор по развитию компании «КрепыЖ» Олег Хвостенко сообщил, что в прошлом году предприятие продало 13 франшиз. «В текущем году мы продали уже четыре франшизы. План по году – открытие 17 франчайзинговых магазинов. Но при этом главная задача – сохранить имеющиеся предприятия, усилить их эффективность», - уточнил он.
Директор по развитию ресторанного холдинга «МаксиМ» Алена Круппа-Анненкова уточнила, что по их сфере количество заявок на покупку франшизы снизилось еще в декабре. «Если ранее у нас было много заявок по Тюмени, и мы им отказывали, то сегодня нет ни одной. Из других городов интерес предприниматели проявляют, но себестоимость проекта (кофейня) выросла в цене (повысилась стоимость материалов и оборудования). Мы понимаем, что это не эффективно для потенциальных франчайзи, гарантировать им быструю прибыль не беремся. Поэтому к середине года мы готовим новый проект, вложения в который будут меньше, но рентабельность выше», - сообщила она.
По словам руководителя представительства РАФ в УрФО Андрея Разуваева, на рынке франчайзинга наблюдаются новые тренды. Во-первых, большие федеральные франчайзинговые структуры претерпевают серьезные изменения. Они занимаются снижением издержек, отсеивают слабых игроков, поддерживают тех, кто может показать финансовый результат. Второй тренд, который стал заметен с середины 2014 года, - крупные федеральные сети, которые развивали бизнес через филиалы и подразделения в городах РФ, рассматривают франчайзинг как схему сохранения предприятий. Сегодня, по словам Разуваева, идет достаточно серьезная реструктуризация сетей. В-третьих, набирает обороты региональный франчайзинг. Когда франшиза делается не на Россию, а на город, впоследствии на область, соседний регион и так далее.
«На рынке наблюдается и такое, - покупка франшиз вскладчину двумя-тремя инвесторами. Есть тренд на добрососедство – компании объединяются в совместных рекламных акциях, в аренде помещений. Все это будет актуально на протяжении всего года», - уточнил он.
Добавим, что по данным РАФ, в стране продаются около 1 тыс. концепций франчайзинга. Полтора года назад статистика насчитывала лишь 650 брендов. В отрасли заняты 500 тыс. человек.