TNF 2025: обзор разработок, представленных на форуме в Тюмени
В Тюмени в рамках Промышленно-энергетического форума TNF более 140 компаний из России и ближнего зарубежья представили инновационные разработки для ТЭК. РБК Тюмень ознакомился с технологиями, которые могут изменить отрасль.
БПЛА и спецтранспорт
На площадке TNF EXPO был представлен российский беспилотный комплекс компании «Альбатрос М5», предназначенный для решения задач в промышленном секторе. Аппарат имеет размах крыла 3,3 метра и следующие летно-технические характеристики: дальность полета до 300 км, продолжительность работы до 4 часов, максимальная скорость 120 км/ч и рабочая высота до 5 тыс. м.
Конструкция беспилотника позволяет работать в температурном диапазоне от -40 до +50 градусов, что обеспечивает его применение для мониторинга нефтегазовой инфраструктуры в удаленных регионах. Функциональность аппарата включает аэрофотосъемку и картографирование территорий, тепловизионный мониторинг лесных пожаров, патрулирование магистральных трубопроводов и труднодоступных районов, а также проведение поисково-спасательных операций в сложных погодных условиях. Комплекс используется для оперативного отслеживания состояния промышленных объектов и передачи данных в высоком разрешении.
Также в топливно-энергетический комплекс может быть интегрирована разработка ГК «Моментум» из Санкт-Петербурга — вездеход «Каракурт». Машина полностью производится в Северной столице, за исключением силовой установки — используются китайские двигатель и коробка передач. Об этом РБК Тюмень рассказал представитель компании-производителя Алексей Панкрев.
Изначально создававшийся для работы в шахтах и на рудниках, вездеход доказал свою эффективность в экстремальных условиях. Машина успешно прошла испытания в МЧС, поднявшись на высоту 3,2 тыс. м на Эльбрусе и адаптирована для нужд военных.
Для нефтегазовой отрасли Тюменской области «Каракурт» предлагается как машина быстрого реагирования. Вездеход способен выполнять доставку запчастей и оборудования, перевозку специалистов к местам бурения и перемещение между буровыми площадками.
«Вездеход разработан с акцентом на максимальную простоту и ремонтопригодность: используется один рычаг управления и одна шаровая опора на всю машину, а большинство запчастей совместимо с деталями от классических «Жигулей», что позволяет проводить ремонт в полевых условиях. При этом машина оснащена уникальной подвеской, разработанной совместно с профессиональными раллистами для обеспечения повышенной проходимости. Скорость вездехода составляет 60–65 км/ч, то есть основной расчет сделан на высокую тяговитость и способность перевозить максимально большие грузы», — рассказал Алексей Панкрев.
Электростанции
На форуме была представлена разработка компании «Озерский завод энергоустановок» — газотурбинная электростанция стоимостью 50 млн руб. Это первая в России энергетическая установка мощностью 60 кВт, полностью созданная на отечественных комплектующих. В ее основе — двигатель калужского производства компании «КАДВИ».
Установка способна работать на попутном нефтяном газе без сложной предварительной очистки. Для запуска достаточно базовой фильтрации от механических примесей, что особенно актуально для удаленных месторождений.
«Станция функционирует полностью автономно. Межсервисный интервал составляет порядка 4 тысяч часов — это означает, что раз в полгода требуется лишь замена масла для продолжения бесперебойной работы», — рассказал РБК Тюмень региональный представитель компании «Озерский завод энергоустановок» Дмитрий Алявдин.
Технический советник завода «ОЗЭУ» Владимир Беляков дополнил, что электростанция предназначена для энергоснабжения удаленных объектов нефтедобычи, где есть доступ к попутному газу, но отсутствует развитая электросеть. Управление может осуществляться как с основного пульта, так и через резервные каналы связи.
Компания «Аггреко Евразия» представила на форуме TNF газопоршневую электростанцию мощностью 500 кВт, разработанную для работы на попутном нефтяном газе.
«Наша установка обладает высокой степенью локализации и прошла все необходимые испытания. В ближайшее время она отправится на месторождение для опытно-промышленной эксплуатации в реальных условиях», — отметил начальник отдела разработки технических решений компании Вадим Коржень.
Ключевой особенностью станции является ее способность работать как автономно, так и в составе энергокомплекса параллельно с другими генерирующими мощностями.
«Конструкция установки позволяет гибко адаптироваться к различным условиям работы. При межсервисном интервале в 1 тыс. моточасов и наработке до капитального ремонта 60 тыс. моточасов она демонстрирует высокую надежность», — добавил Вадим Коржень.
Полимерные трубы
Особое внимание на форуме привлек объединенный стенд компании «Сибур», где были представлены инновационные разработки в области производства полимерных труб от четырех технологических компаний. В разговоре с РБК Тюмень технический директор компании «Мепос» Юрий Петров отметил, что представленные решения являются альтернативой металлическим трубопроводам.
«Только в России объем рынка промысловых трубопроводов превышает 350 тысяч километров. При текущем уровне производства в несколько тысяч километров в год мы видим колоссальный потенциал роста. Наши решения уже сегодня работают в нефтегазовой отрасли, ЖКХ, горнодобывающей промышленности и даже на горнолыжных курортах», — рассказал Юрий Петров.
Особое внимание уделяется внедрению полимерных труб в системах теплоснабжения и добывающей промышленности. Технологии позволяют существенно снизить экологическую нагрузку и минимизировать экономические потери от аварий. С этим согласен Евгений Беляев, генеральный директор компании «Мимир Композитные Технологии», продукция которой также представлена на стенде. Он также отмечает, что в непростых экономических условиях именно тесное сотрудничество с холдингом позволяет создавать высококачественную продукцию.
Кроме того, Евгений Беляев рассказал о трудностях, которые мешают экспортировать российские технологии зарубеж. По его словам, главный барьером является отсутствие единой международной нормативной базы, подобной стандартизации Американского института нефти. Современная геополитическая ситуация усложнила выход на рынки даже дружественных стран из-за отсутствия унифицированной системы сертификации. Несмотря на поступающие запросы из Египта, Ирана, Ирака и Аргентины и Венесуэлы, полноценный выход на международный рынок сдерживается необходимостью разработки новых стандартов.
«Ведутся активные работы по преодолению этого барьера, и «Сибур» вновь выступает драйвером процесса. Наша компания принимает непосредственное участие в разработке необходимой документации. Мы возлагаем большие надежды на работу с Институтом нефтегазовых технологических инициатив и уверены, что в случае успеха мир узнает о российских нефтегазовых технологиях», — резюмировал Евгений Беляев.

