Кто выживет: тюменские бизнесмены дали прогноз на 2023 год
2022 год стал для тюменского бизнеса одновременно и переломным, и предоставляющим большие возможности. Санкции дали толчок к пересмотру подходов к ведению дел, поиску партнеров и производству новых видов товаров и услуг. Как этот год отразился на разных сферах тюменского бизнеса, рассказали предприниматели, владельцы и руководители крупнейших компаний региона во время бизнес-завтрака «Итоги года - 2022», организованного РБК Тюмень.
Фармотрасль
В Тюменской области в 2022 году была запущена вторая очередь завода «Фармасинтез». Это производство гормональных препаратов с полным спектром линейки.
«За 2022 нами проделана большая работа по освоению производства новых препаратов. На начало года завод выпускал 57 препаратов, к декабрю – 89. Теперь мы можем выпускать все виды гормональных лекарственных средств: от твёрдых до суппозиториев, жидких, мазей и так далее. «Фармасинтез» является по оснащению единственным предприятием в стране с такой линейкой.
Мы готовы закрыть 100% потребности рынка России в гормональных препаратах. Конкуренты для нас – лишь компании из западных стран, это Bayer и Gedeon Richter.
В приоритете стоит выпуск жизненно важных препаратов», – рассказал Владимир Кисиленко, генеральный директор «Фармасинтез – Тюмень».
Представитель завода также пояснил, что сейчас есть проблемы с обслуживанием оборудования и с поставками сырья, но компания преодолевает эти сложности, выводит на рынок новые препараты и старается искать поставщиков на комплектующие, запчасти, расходники в России.
«В Тюмени есть стекольное производство, но, к сожалению, в России нет поставщиков стекла, которое нужно для фарминдустрии. Эта ниша пока свободна», – прокомментировал Владимир Кисиленко.
Авторынок
Одна из самых пострадавших отраслей – это автомобильный рынок.
До февраля 2022 года в России было около 60 брендов: легковых авто и легкого коммерческого транспорта. Сейчас их 16, из которых 4 российских: ВАЗ, ГАЗ, УАЗ и возрожденный недавно «Москвич». Остальные 12 – это китайские бренды. Многие из них уже известны: Geely, Cherry, Omoda, Skywell и другие.
«Все, что происходит сейчас, – это распродажа остатков. Они продаются по завышенным ценам. Это машины, ввезенные в Россию официально, и на них действует гарантия. Есть другой способ. Так называемый параллельный импорт, на который все возлагали огромные надежды, но который, к сожалению, не заработал. Все автомобили, которые сейчас ввозятся в Россию небольшими партиями, а это буквально сотни машин, закупаются частными лицами для дальнейшей перепродажи, без соответствующей гарантии, то есть вы можете их купить, но в случае поломки никто не заменит сломанные агрегаты.
Получается, покупатель сейчас выбирает, либо приобрести остатки по завышенным ценам, либо приобрести автомобиль намного дешевле, но без гарантий.
К сожалению, для юрлиц эта схема не работает, и причина здесь не в санкциях, а в местных регуляторных ограничениях. Поэтому ввозится только в индивидуальном порядке частными лицами и совсем небольшое количество автомобилей», – пояснил Иван Михайлов, генеральный директор холдинговой компании «Дина».
Также эксперт рассказал, что европейские бренды будет сложнее обслуживать из-за проблем с запчастями. Расходные материалы есть и будут. Новое производство в России уже налажено. Вопрос здесь касается тяжелых агрегатов и основных узлов автомобилей: коробки, двигатели, кузовные детали и прочее. То есть, сейчас запчасти приходится ждать длительное время.
«Есть авторазборы, это хорошая альтернатива. Но это касается бюджетных авто и среднего класса, с дорогими марками такой подход не работает. В этой связи появление китайских марок на рынке немного сгладит этот эффект, – говорит Иван Михайлов, генеральный директор холдинговой компании «Дина». –
Китайские бренды, которых десятки, массово начнут заходить на российский рынок в ближайшие годы. Только в 2023 году придет порядка десяти новых брендов.
За последние два года автопроизводители Поднебесной сделали рывок, который нам не удалось сделать за последние 70 лет. Например, бренду Skywell, которому всего два года, выпускает автобусы и автомобили.
ГК «Дина» в 2023 году запускает новое дилерское предприятие по продаже китайских электромобилей Skywell.
Правительством взят курс на ускоренное развитие инфраструктуры, в этом году должно появиться более 3000 заправок, не только в городах федерального значения, а по всей России. Сейчас главная задача – увеличение числа заправочных станций между городами. Я надеюсь, что мы совместно с местными властями и с ресурсоснабжающими организациями попробуем ускорить этот вопрос, потому что за этим будущее».
Строительство и девелопмент
По словам Сергея Качевского, руководителя офиса продаж ГК «Страна Девелопмент», год был разнонаправленным: отмечались периоды, когда клиенты считали покупку недвижимости самым безопасным способом сохранить деньги и скупали объекты, а были периоды, когда они уходили в позицию ожидания: низких ставок, акций, выхода новых проектов. Застройщикам приходилось мгновенно реагировать и находить оптимально удобное и качественное предложение, чтобы выгодно было клиенту, и компании.
Девелоперы также расширяли свою географию, выходили на новые рынки. Так, например, ГК «Страна Девелопмент» вышла на рынок Екатеринбурга, это четвертый город присутствия компании в РФ. В уральской столице девелопер строи ЖК «Сибирский сад», а также приступил к расчистке участка со снесением старого ветхого деревянного дома по программе КРТ.
«Ввели в эксплуатацию пять жилых домов в Тюмени и один в Санкт-Петербурге.
Первые в Тюмени начали строить дома по механизму инфраструктурных облигаций в ЖК «Домашний». В 2023 году мы выходим в коллаборацию с федеральным застройщиком «Эталон».
Наша компания продолжает оставаться лидером по объемам текущего строительства в Тюменской области. При этом 80% объектов сдаются раньше срока на 3-6 месяцев», – прокомментировал Сергей Качевский.
АПК
Агропромышленный комплекс стал драйвером Сибири в 2022 году. После ухода из России иностранных брендов, внимание потребителей переключилось на местные продукты. Поэтому производители наращивали объемы производства.
«В сельско-хозяйственной отрасли итоги года неплохие. Об этом говорят цифры. Урожай был высокий: мы собрали 260 тысяч тонн зерновых культур, надой молока составляет 200 тонн в сутки.
Перерабатываем порядка 250 тонн молока в сутки. Планируем до 2026 года увеличить эту цифру в 3 раза и занять 3 место в России по объемам производства сельскохозяйственной продукции.
Конечно, не обошлось без проблем с поставкой запчастей на оборудование, комбайны, трактора и другую технику, но они все решаемые. В 2023 году начнем строительство цеха по изготовлению упаковки для молочной продукции», - прокомментировал Левон Степанян, генеральный директор «УК «Арсиб» холдинг групп».
IT-безопасность
О том, как правильно защитить IT-систему в компании, пояснил Максим Овсянников, основатель Группы компаний «АНЛИМ»:
«Что начали предпринимать бизнесмены, государственные учреждения в части импортозамещения в 2022 году? Они брали IT-продукт, программный комплекс, который использовали, и пытались найти замену точно такую же. Не находилось. Что необходимо было сделать? Сначала нужно провести исследование и заменить только необходимый функционал, а все остальное потом.
В течение года были взломаны множество и государственных, и частных порталов. При этом 96% организаций, которые проводили у себя заказные исследования по фактам проникновения и взятия злоумышленниками инфраструктуры под контроль, удалось взломать.
Необходимо понимать, что нет возможности разом выполнить всю защиту организации. В первую очередь нужно минимизировать факт потери денег. Определите, какой функционал системы вы используете, и только после этого начинайте действовать.
Именно управленцы должны давать вектор техническим службам на то, что необходимо защищать. Потому что они не чувствуют бизнес и не понимают ваши риски. При этом знайте, что Wi-Fi – это точка входа злоумышленников, чтобы забрать ваши данные. Технические специалисты просто не хотят модернизировать сеть, ведь, если риск наступит, он будет ваш, а не их».
Сотовая связь
Отрасль телекома практически на 90% зависит от импорта, потому 2022 год был нелегким. Об этом рассказал Дмитрий Мелихов, директор компании «МегаФон» в Тюменской области:
«Операторы связи используют импортное оборудование. И если «железо» – это полдела, то еще есть софтовая часть, которая также европейская.
Потому в 2022 году телеком-отрасли было нелегко. Мы постоянно находились в поиске новых решений, рассматривали альтернативные варианты закупки оборудования от поставщиков из разных стран и не только.
Так, в нашем центре исследований и разработок сетевых решений мы активно тестируем российское и зарубежное оборудование, которое можно использовать для развития сети. В обозримом будущем на рынке появятся российские разработки, которые смогут закрыть потребности рынка. Это новый вызов, новый бизнес и рабочие места.
Принятые нами меры, а также накопленные ресурсы и экспертиза позволили обеспечивать связью абонентов, не снижая качества услуг, а наоборот, повышая их уровень».
Инвесткомпании
В России около 10 крупных инвестиционных компаний, филиалы практически всех представлены в Тюмени. Этот год был одним из самых «космических» с точки зрения инвестбизнеса, рассказал Павел Распопов, управляющий тюменским филиалом «БКС Мир инвестиций»:
«Мы покупали практически по нулям все закрома на рынке, которые годами копились за рубежом. Я имею ввиду евробонды различных компаний, ADR и прочее. Их продавали в России, это был хороший бизнес.
Больше деловых новостей в Telegram-канале РБК Тюмень
Читайте РБК Тюмень в Яндекс.Новостях