Фитнес в Тюмени: винная йога, оплата по подписке и зарплаты до 400 тыс.
По данным исследований FitnessData, рынок фитнес-индустрии Тюменской области за прошедший год вырос на 32%, обогнав средний показатель по стране в 23%. Прирост в абсолютном значении составил 0,8 млрд руб. При этом основное развитие пришлось на столицу региона. Сейчас в Тюмени функционирует около 250 спортивных комплексов, а обеспеченность фитнесом составляет 173 кв м на тысячу жителей. Об особенностях работы в регионе, о том, что выбирают клиенты и почему приходится совмещать несовместимое в спорте, рассказали представители отрасли на организованном РБК Тюмень круглом столе «Фитнес-услуги: тренды и изменения рынка».
Почти миллион жителей области регулярно занимаются физической культурой и спортом, что составляет порядка 64% от всего населения. Такими данными с участниками круглого стола поделился начальник управления по физической культуре и спорту департамента физической культуры и спорта Тюменской области Александр Шатохин. По его словам, развитие фитнес-индустрии во многом связано со стремлением тюменцев вести активный и здоровый образ жизни. Привлечь людей к регулярным занятиям помогает социальный вычет по расходам на физкультурно-оздоровительные услуги.
Данная мера дает возможность вернуть 13% от суммы, потраченной за год на занятия физической культурой и спортом в учреждениях, входящих в перечень физкультурно-спортивных организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности.
«С каждым годом количество организаций, посещая занятия в которых жители могут оформить социальный вычет, растет, — заметил Шатохин. — На данный момент список состоит из 112 учреждений».
Кроме того, в регионе реализуется ряд социальных проектов в области физической культуры и спорта, задача которых — вовлечь как можно большее количество жителей в систематические занятия. Наиболее популярные среди них — проект «Спорт доступен каждому», позволяющий людям пенсионного возраста и отдельным льготным категориям населения посещать занятия в фитнес-клубах на безвозмездной основе. И проект «Спортивный заряд» — возможность заниматься под руководством квалифицированных тренеров в общедоступных городских локациях.
Тюменцы отдают предпочтение мягкому фитнесу
Интерес к активному и здоровому образу жизни в регионе растет, и фитнес-клубы отмечают рост числа постоянных клиентов. Управляющий клубом ARMSTRONG Елена Переяслова рассказала, что за прошедший год посещаемость выросла на 12%.
«Изначально мы специализировались в основном на силовых тренировках, но в данный момент происходит перераспределение интересов, поэтому сейчас примерно 70% наших постоянных клиентов выбирают тренажерный зал. Для остальных мы вводим все больше групповых направлений», — говорит она.
В NN Fitness за 2024 год клиентская база увеличилась вдвое. По мнению управляющего клубом Дениса Демиденко, отношение к спорту и физической активности постепенно меняется.
«Это уже не столько накачанные мышцы, сколько здоровье и хорошее самочувствие, — говорит он. — Поэтому все больше клиентов отдают предпочтение мягкому фитнесу: пилатесу, йоге, стрейчингу».
По словам Демиденко, за последние пару лет количество резидентов клуба, выбирающих эти направления, увеличилось примерно на четверть и сейчас составляет около 60% от всех посетителей групповых программ. Также клуб специализируется на реабилитации.
«У нас есть два тренера-реабилитолога, которые работают с клиентами, получившими травмы после занятий с различными онлайн-тренерами, — рассказывает Демиденко. — С такой проблемой мы сталкиваемся все чаще».
Из чего складывается стоимость абонемента
За год стоимость фитнес-услуг в регионе выросла, это подтвердили все участники круглого стола. К примеру, в NN Fitness она увеличилась на 15%, а средний чек составил 2,5-3 тыс. руб. в месяц. По словам Дениса Демиденко, это связано с увеличением стоимости обслуживания бассейна. Елена Переяслова рассказала, что средний чек в сети ARMSTRONG повысился на 12% в связи с ростом расходов клуба.
«Чтобы сформировать цену абонемента, нужно понимать, из чего она складывается, — говорит Переяслова. — В первую очередь мы считаем расходы, включая коммунальные платежи, аренду, маркетинг, налоги. Дальше рассчитываем средний чек, исходя из квадратуры клуба. Для нас 2-2,5 человека на кв. м — это вполне реально и нормально. Поэтому, учитывая площадь 1,8 тыс. "квадратов", мы себе можем позволить базу 4−5 тыс. человек. Ожидаемую выручку делим на это количество и получаем, сколько каждый клиент должен приносить в месяц. По нашим подсчетам это не меньше 1,5-2 тыс. руб.».
Как не уступить федеральным игрокам
Активное развитие фитнес-рынка привлекает в регион крупные федеральные сети. Елена Переяслова считает, что конкуренция с ними положительно сказывается на развитии фитнес-индустрии в целом. «Мы перенимаем их опыт, — поясняет она. — При этом не боимся соперничать».
С мнением коллеги соглашается фитнес-директор сети Fitberry Евгений Чмыхов.
«Они нужны нам, чтобы мы заимствовали у них стандарты работы, технологии, принципы автоматизации», - говорит он.
При этом, по словам эксперта, региональные сетки более гибкие и адаптивные в работе, что дает весомое преимущество перед конкурентами.
«Мы можем за день поменять систему лояльности или ввести новые групповые программы. Посмотреть, есть ли эффект, при необходимости поменять все еще раз. Федеральные сети лишены такой возможности. Они работают по стандартам, которые нельзя нарушать», — пояснил Евгений Чмыхов.
Чем привлекать клиентов
Чтобы успешно конкурировать с крупными сетями, нужно понимать, что именно интересует людей, когда они выбирают фитнес-клуб, считает Елена Переяслова.
«В нашем случае мы активно пользуемся различными опросами, позволяющими определить индекс потребительской лояльности и готовность клиентов рекомендовать нас своим знакомым, — говорит эксперт. — Благодаря этому инструменту нам удалось выявить и усилить основные плюсы, которыми мы привлекаем аудиторию. Это удобное расположение рядом с домом, тренерский состав и доступные цены».
К ключевым факторам, влияющим на выбор клиента, по мнению Евгения Чмыхова, относится также высокий уровень сервиса, когда в клубе можно не только тренироваться, но и сходить на массаж, пообедать в кафе и даже поработать за ноутбуком в специально отведенной для этого зоне. Кроме того, эффективным инструментом привлечения и удержания клиентов Евгений Чмыхов называет формирование в клубе комьюнити.
«Людям в первую очередь нужны люди, им хочется проводить время с близкими по духу, — поясняет он. — Так клуб становится для человека третьим местом после дома и работы. Именно поэтому у нас сейчас развивается такое направление, как клуб в клубе. Поклонники бега занимаются в «Fitberri бежит», для пловцов существует «Fitberri swim», действует также сообщество триатлонистов».
Формирует свое спортивное комьюнити и клуб NN Fitness.
«Мы находимся в строящемся жилом комплексе и стараемся работать с жителями, которые только что заселились, организуя для них тренировки на улице», — рассказывает Денис Демиденко.
Фитнес по подписке
Рекурентная модель, или фитнес по подписке, — набирающий обороты тренд, пришедший в регион от крупных федеральных сетей. Его суть заключается в том, что с карты клиента автоматически списываются ежемесячные платежи за посещение тренировок. В отличие от единоразовой оплаты годового абонемента, такая модель подходит людям, не готовым авансом отдавать клубу большую сумму, по сути представляя собой рассрочку. Также она удобна в случае, если потенциальный клиент хотел бы изначально протестировать, насколько ему подходит клуб и формат тренировок.
«Считаю, что за этой моделью будущее, она более удобна для посетителей и позволяет видеть реальную выручку клуба, так как обеспечивает предсказуемый стабильный доход, — говорит Елена Переяслова. — Потому в этом году мы перешли на реккуренты».
Евгений Чмыхов добавил, что такая система оплаты подходит клубам, где среди посетителей большее количество молодежи.
«У нас, скорее, клиенты, которым проще оплатить годовой абонемент и об этом забыть», — поясняет он.
Необычные тренды фитнес-индустрии
Как не наскучить постоянным посетителям и привлечь новых? Отвечая на этот вопрос, участники круглого стола сошлись во мнении о необходимости следить за новинками в фитнес-индустрии, в том числе за необычными веяниями, которые задают соцсети.
«Чтобы расширять клиентскую базу, приходится следовать трендам и научиться жить интересами клиента, — говорит Денис Демиденко. — В нашем мире, если ты не выложил что-то в соцсети, значит этого не было. Поэтому многие клиенты не только тренируются, но и записывают контент. Мы стараемся идти им навстречу и создавать больше фотозон в клубе».
«Любые новшества, которые появляются, нужно применять, чтобы о тебе говорили, — соглашается с коллегой Елена Переяслова. — Изо дня в день заниматься одним и тем же может наскучить, поэтому мы следим за всеми новыми направлениями, даже самыми необычными. Например, сейчас подумываем ввести в программу пивную йогу. Если людям это интересно, почему не попробовать».
Нестандартные направления в расписание вводит и Евгений Чмыхов. С июля в сети клубов появится винная йога. Для проведения занятий уже договорились с сомелье, который будет работать с тренером.
Кадровый вопрос
По словам участников круглого стола, зарплата тренера в регионе составляет в среднем 90 тыс. руб. в месяц, оплата труда наиболее востребованных топ-тренеров может доходить до 300-400 тыс. руб. При этом Евгений Чмыхов добавил, что кадровый вопрос в индустрии стоит очень остро.
«Много случайных людей в нашей профессии, — рассказывает он. — На собеседование приходят бывшие охранники, продавцы, риелторы. Почему-то все думают, что если человек потренировался полгода, набрал хорошую форму, прошел короткие курсы, то он уже готов быть тренером. Но это серьезная осознанная профессия, которая меняет жизни людей к лучшему, работа, требующая больших знаний и опыта».
Эксперт отметил, что количество критериев клуба для тренерского состава с каждым годом растет.
«Абсолютно у всех тренеров есть высшее образование, — говорит он. — Пройдены длительные профильные курсы, обязательно есть навык общения с людьми,потому что каким бы грамотным ни был специалист, если у него нет харизмы и он не может найти общий язык с клиентом, классного тренера из него не выйдет. Сейчас у нас появился отдельный проект работы со студентами. Мы приезжаем в университет, набираем 5-6 желающих и работаем с ними, готовя их к дальнейшей работе тренером».


