Перейти к основному контенту
Бизнес-истории уральских предпринимателей ⁠,
0

Тюменский бизнесмен делает из времени деньги

История о том, как инженер по бурению приучил горожан платить за время, проведенное в кафе
Фото: РИА URA.Ru
Фото: РИА URA.Ru

РБК Тюмень продолжает серию материалов об интересных бизнес-проектах уральских предпринимателей. В интервью бывший инженер по бурению международной нефтесервисной компании из Тюмени, а ныне владелец одного из самых популярных антикафе областного центра «Пятый угол» Алексей Скрипов рассказал о том, как столичный формат прижился на тюменской земле, как можно торговать временем и почему его бизнес выставлен на продажу.

1
1

– Алексей, на вашей страничке в «ВКонтакте» написано, что вы окончили Тюменский нефтегазовый университет, работали помощником бурильщика в KCA Deutag Drilling GMBH, инженером по бурению в Schlumberger. Почему и в какой момент решили работать на себя?

– Всегда было интересно попробовать открыть свой бизнес. После вуза несколько лет поработал по специальности, поездил по миру, потом вернулся в Тюмень и понял, что и здесь можно жить и творить. Стал изучать специальную литературу, общаться с молодыми предпринимателями. Меня интересует бизнес, как организация какого-то процесса, на который можно влиять. У тебя большее количество финансовых, трудовых, организационных ресурсов. В своем деле ты зависишь от обстоятельств жизни, на наемной работе – от решений начальства. Честно, организовав свое дело, ловлю кайф от трудностей, открытий, от общения, новых знаний.

– Когда и как пришла идея создать антикафе? Почему выбрали такой формат заведения?

– Просто перебирали с супругой множество вариантов бизнеса, изучали концепции. Чуть-чуть булочную не открыли. Уже считали проходимость самых популярных в Тюмени кондитерских, рассматривали вариант с покупкой. А потом, совершенно случайно, обратились к опыту соседних регионов по созданию антикафе. На тот момент Тюмень и не знала о таком формате досуга, в городе не было подобных заведений. В 2011 году «бум» таймкафе пришелся на Москву и Санкт-Петербург, с 2012 года – тренд перекочевал в регионы. Мы съездили в Свердловскую и Челябинскую области, побывали в заведениях, пообщались с владельцами и поняли, что хотим тоже попробовать. До столичных антикафе, кстати, не доехали. Позже, я понял, что это было ошибкой. Москва и Санкт-Петербург были пионерами в этом бизнесе в России. Возможно, их помощь и опыт пригодились бы мне при выборе помещения, ремонте, каких-то акцентах в работе, управленческих решений.

Интересно, что я все-таки не стал первооткрывателем этого формата заведений в Тюмени. Меня опередили на пару месяцев еще одни тюменские ребята. Правда, их кафе в скором времени закрылось. Но именно они двинули в массы идею «платить за проведенное время» в кафе, и все завертелось.

2
2

– Не все понимают, что такое антикафе, объясните в чем смысл?

– Это пространство, где люди встречаются, проводят вместе досуг, общаются, но платят не за еду, чай и мороженое, а за время, которое провели там. Грубо говоря, люди делят с владельцем кафе плату за аренду (небольшую ее часть). Я, кстати, не знаю почему закрепилось такое название «антикафе». Это пришло из столицы. Мне больше нравится - «свободное пространство», «артклуб», «таймкафе».

Если в кафе основной продукт — это еда, то у нас – досуг людей. Мы должны развлечь и увлечь посетителей: одна составляющая - настольные игры, вторая – мероприятия. Это может быть вечер музыки, просмотр кино и его обсуждение, встреча с путешественниками, писателями, психологами.

– На чем вы зарабатываете?

– Мы зарабатываем на времени. При этом мы попытались сделать, чтобы гостям было настолько комфортно и уютно, что мыслей об уходе через 20 минут не появлялось. В этом процессе задействовано много факторов: работа администраторов, интерьер помещения, обустройство зон отдыха, уникальность проводимых мероприятий. Сегодня люди могут пойти в любое городское кафе, купить чашку чая и сидеть бесплатно сколько душе угодно. Если ты предлагаешь платить за время, проведенное в заведении, то оно должно цеплять. Есть еще небольшой доход в летнее время от продажи молочных коктейлей, мороженого и сэндвичей с минимальной наценкой. Сейчас многие антикафе пересматривают концепцию, и чтобы пополнить кассу, устраивают бары при кафе, кальянные. Мы не пошли по этому пути, остались в городе единственными, кто работает без алкоголя и табака. Конечно, мы страдаем из-за этого по выручке, но у нас совершенно другая атмосфера и контингент посетителей.

3
3

– Чем цепляет «Пятый угол»?

– Душевность, дружелюбность, множество интересных мероприятий и встреч. У нас проходят семинары психологов, школа первой помощи, мастер-классы по рисованию, лепке из глины, игры в мафию, квартирники и т.д.

– В одном из постов на страничке «ВКонтакте» вы написали «рискнул на все»? Сколько вложили изначально в проект?

– Сейчас я понимаю, что первый бизнес должен быть меньше в части капитальных затрат. Надо было посмотреть, сунуться в предпринимательство. Я же нырнул с головой. Первоначальный бюджет на антикафе был рассчитан в сумме 1,5 млн рублей (аренда, ремонт помещения, покупка мебели, обустройство пространства). В итоге бюджет увеличился практически на миллион. Дополнительные незапланированные суммы выросли из-за сложностей с ремонтом (попалась плохая бригада работников) и переделки растянулись на три месяца. А это аренда в 120 тысяч ежемесячно, замена испорченных стройматериалов и многое другое. Помимо этого, первый год работы выпал на зиму (мы открылись в феврале 2013), формат был не раскручен в городе, а значит узнаваемость проекта была никакая. После наступило лето, а это самое неудачное время для антикафе, посещаемость минимальная. Поэтому выйти на безубыточность удалось только в сентябре. Правда, инвестиции до сих пор не окупились. Но я сознательно шел в этот проект, зная, что золотых гор не будет. Это было некоей страницей моей жизни. Сегодня антикафе приносит стабильный небольшой доход, которого хватает на содержание заведения, зарплату сотрудникам и небольшие инвестиции в помещение (косметический ремонт, покупка мебели и т.д.)

– Проекту скоро три года. Насколько выросла посещаемость? Какие месяцы самые популярные, какие убыточные?

– Сейчас мы стабильно имеем больше тысячи посетителей в месяц. Начинали в среднем с 500-600 человек. Если говорить по месяцам, то самые убойные и доходные – январь и май. Много выходных, люди гуляют, отдыхают и проводят много времени в кафе. В том числе и в нашем. Самые убыточные – летние месяцы. Горожане разъезжаются кто куда. Конечно, большая посещаемость в вечерние часы и выходные. А в субботу, зачастую, хочется раздвинуть стены и сделать заведение резиновым. В будни свободнее, и чтобы привлечь посетителей, в частности студентов, сделали специальное дневное предложение, где цены за минуты ниже.

4
4

– Ваши ежемесячные траты на содержание кафе (аренда, зарплата, покупка сопутствующих товаров)?

– В месяц на аренду, зарплату, покупки чая и конфет уходит в среднем 220-240 тыс. рублей. Выручка же обычно достигает 250-270 тысяч. В пиковые по посещению месяцы переваливает за 300 тысяч. Так что на все хватает, разницу между доходами и расходами инвестируем в проект. Несколько месяцев назад перешел на понедельный расчет. В среднем у нас 300 посетителей, доходы от 60 до 80 тыс. рублей.

– Кто ваши уникальные посетители?

Типичные клиенты – люди, которые ищут общения, новую компанию и знакомства. Им интересны настольные игры, которые у нас в большом количестве, вечерние тематические посиделки и различные мероприятия. Много постоянных клиентов. Есть те, кто приходит каждый день и не на один час. Если разделять по возрасту, то 40% посетителей – люди 22 - 30 лет, дальше идут студенты (30%), школьники (20%), оставшиеся 10% приходится на более взрослое население. Это конечно интересно, потому что, когда мы открывались, рассчитывали только на студентов. Антикафе расположено как раз в таком «университетском районе» города, все вузы вокруг. Интересно еще и то, что в последний год произошли изменения в структуре посещаемости. Если раньше люди просто заходили посидеть, то сегодня они идут исключительно на мероприятия. Нет мероприятий – нет кассы. Так что сегодня приходится прикладывать больше усилий, чтобы собрать людей.

– Как часто повышаете цены в антикафе? Не отпугивает ли это посетителей?

– Мы начинали с 2 рублей за минуту в первый час. В сентябре прошлого года приняли решение увеличить стоимость минуты до 3 рублей. Сегодня такой ценник самый дорогой по городу. Мы это сделали, потому что поняли, что прямые затраты на каждого человека у нас выше, чем в других подобных заведениях. В первую очередь, это объясняется дорогими сладостями, настоящим китайским чаем и кофе из 100% арабики. Конечно, в первое время тюменцы были недовольны, но потом все привыкли. Клиентская база не изменилась.

5
5

– Расскажите про маркетинговые ходы?

– Сарафанное радио. Первый и самый успешный наш помощник по продвижению. На втором месте аккаунт «ВКонтакте», где сегодня более 7 тысяч подписчиков. Сейчас мы пришли к выводу, что нужно интенсивнее работать по продвижению в «Инстаграме» и активизироваться с электронной рассылкой.

– Как у вас складываются отношения с проверяющими органами? Были ли конфликтные ситуации?

– Как ни странно, но каких-то особых проблем с государством у меня до сих пор не было. И взяток я до сих пор никому не давал. Может я просто мелкая рыбка. Трудности возникли с Российским авторским обществом (РАО). В один из рабочих дней я получаю письмо, в котором меня извещают, что сделали запись музыки в антикафе, которая проигрывалась без разрешения правообладателя. В документе фигурирует штраф за причиненный ущерб в размере 465 тыс. рублей. После переговоров с представителями РАО и с юридической помощью мы уменьшили сумму штрафа до 20 тыс. рублей и заключили лицензионный договор. Теперь 1 тыс. 700 рублей в месяц я перечисляю РАО за то, что кручу у себя музыку. Я не против платить какие-то разумные суммы авторам и исполнителям песен, но доходят ли они до них через РАО, это большой вопрос.

– Нет ли у вас планов по расширению – открытию еще одного «угла»?

– Вы знаете, я принял решение двигаться дальше, попробовать себя в другом проекте, связанном с торговлей. К сожалению, управлять одновременно двумя проектами у меня не получится, поэтому «Пятый угол» выставил на продажу. Цена - 500 тысяч рублей. И это предложение действует до 1 августа.

6
6

– Кому хотите передать проект, в который так много вложили?

– Ребятам, которые хотят попробовать себя в предпринимательстве, пощупать, повариться в этом два-три года и получить удовольствие. Это очень приятный и уже готовый бизнес с клиентской базой, имиджем и узнаваемостью в городе.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 23:03
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 23:03
Все новости Тюмень
Под Солнечногорском в Подмосковье взорвалась «Газель» Общество, 23:11
Axios узнал о «сложном обсуждении» между Зеленским и советниками Трампа Политика, 23:05
Россия и Иран: история сотрудничества РБК и РЭЦ, 23:00
Что умеет видеоаналитика на производстве и в ретейле РБК х МТС Бизнес, 22:46
Над тремя регионами России перехватили восемь дронов за четыре часа Политика, 22:41
Третий деловой центр Москвы: в чем феномен «Южного порта» Недвижимость, 22:34
Еврокомиссар счел, что рынок ЕС больше подходит помидорам, чем энергии Экономика, 22:31
Как заводить полезные знакомства?
Интенсив о нетворкинге
Подробнее
В Госдепе увидели «вопиющую противоречивость» в отношениях США с Европой Политика, 22:31
Почему Египет импортирует продукты питания РБК и РЭЦ, 22:23
Власти Гонконга попросили журналистов не связывать выборы и пылающие небо Общество, 22:12
Истина в стекле: как выбрать винные бокалы РБК и СберПервый, 22:05
Это на новый год: куда ездят отдыхать россияне РБК и Ozon Travel, 21:46
От идеи до практики: как запустить GenAI-трансформацию в IT-компании Тренды, 21:43
Три истории из 2027 года: чем удивит многозадачный курорт на берегу реки РБК и Dream Riva, 21:40