Перейти к основному контенту
Бизнес-истории уральских предпринимателей  ,  
0 

Тюменский бизнесмен делает из времени деньги

История о том, как инженер по бурению приучил горожан платить за время, проведенное в кафе
Фото: РИА URA.Ru
Фото: РИА URA.Ru

РБК Тюмень продолжает серию материалов об интересных бизнес-проектах уральских предпринимателей. В интервью бывший инженер по бурению международной нефтесервисной компании из Тюмени, а ныне владелец одного из самых популярных антикафе областного центра «Пятый угол» Алексей Скрипов рассказал о том, как столичный формат прижился на тюменской земле, как можно торговать временем и почему его бизнес выставлен на продажу.

1
1

– Алексей, на вашей страничке в «ВКонтакте» написано, что вы окончили Тюменский нефтегазовый университет, работали помощником бурильщика в KCA Deutag Drilling GMBH, инженером по бурению в Schlumberger. Почему и в какой момент решили работать на себя?

– Всегда было интересно попробовать открыть свой бизнес. После вуза несколько лет поработал по специальности, поездил по миру, потом вернулся в Тюмень и понял, что и здесь можно жить и творить. Стал изучать специальную литературу, общаться с молодыми предпринимателями. Меня интересует бизнес, как организация какого-то процесса, на который можно влиять. У тебя большее количество финансовых, трудовых, организационных ресурсов. В своем деле ты зависишь от обстоятельств жизни, на наемной работе – от решений начальства. Честно, организовав свое дело, ловлю кайф от трудностей, открытий, от общения, новых знаний.

– Когда и как пришла идея создать антикафе? Почему выбрали такой формат заведения?

– Просто перебирали с супругой множество вариантов бизнеса, изучали концепции. Чуть-чуть булочную не открыли. Уже считали проходимость самых популярных в Тюмени кондитерских, рассматривали вариант с покупкой. А потом, совершенно случайно, обратились к опыту соседних регионов по созданию антикафе. На тот момент Тюмень и не знала о таком формате досуга, в городе не было подобных заведений. В 2011 году «бум» таймкафе пришелся на Москву и Санкт-Петербург, с 2012 года – тренд перекочевал в регионы. Мы съездили в Свердловскую и Челябинскую области, побывали в заведениях, пообщались с владельцами и поняли, что хотим тоже попробовать. До столичных антикафе, кстати, не доехали. Позже, я понял, что это было ошибкой. Москва и Санкт-Петербург были пионерами в этом бизнесе в России. Возможно, их помощь и опыт пригодились бы мне при выборе помещения, ремонте, каких-то акцентах в работе, управленческих решений.

Интересно, что я все-таки не стал первооткрывателем этого формата заведений в Тюмени. Меня опередили на пару месяцев еще одни тюменские ребята. Правда, их кафе в скором времени закрылось. Но именно они двинули в массы идею «платить за проведенное время» в кафе, и все завертелось.

2
2

– Не все понимают, что такое антикафе, объясните в чем смысл?

– Это пространство, где люди встречаются, проводят вместе досуг, общаются, но платят не за еду, чай и мороженое, а за время, которое провели там. Грубо говоря, люди делят с владельцем кафе плату за аренду (небольшую ее часть). Я, кстати, не знаю почему закрепилось такое название «антикафе». Это пришло из столицы. Мне больше нравится - «свободное пространство», «артклуб», «таймкафе».

Если в кафе основной продукт — это еда, то у нас – досуг людей. Мы должны развлечь и увлечь посетителей: одна составляющая - настольные игры, вторая – мероприятия. Это может быть вечер музыки, просмотр кино и его обсуждение, встреча с путешественниками, писателями, психологами.

– На чем вы зарабатываете?

– Мы зарабатываем на времени. При этом мы попытались сделать, чтобы гостям было настолько комфортно и уютно, что мыслей об уходе через 20 минут не появлялось. В этом процессе задействовано много факторов: работа администраторов, интерьер помещения, обустройство зон отдыха, уникальность проводимых мероприятий. Сегодня люди могут пойти в любое городское кафе, купить чашку чая и сидеть бесплатно сколько душе угодно. Если ты предлагаешь платить за время, проведенное в заведении, то оно должно цеплять. Есть еще небольшой доход в летнее время от продажи молочных коктейлей, мороженого и сэндвичей с минимальной наценкой. Сейчас многие антикафе пересматривают концепцию, и чтобы пополнить кассу, устраивают бары при кафе, кальянные. Мы не пошли по этому пути, остались в городе единственными, кто работает без алкоголя и табака. Конечно, мы страдаем из-за этого по выручке, но у нас совершенно другая атмосфера и контингент посетителей.

3
3

– Чем цепляет «Пятый угол»?

– Душевность, дружелюбность, множество интересных мероприятий и встреч. У нас проходят семинары психологов, школа первой помощи, мастер-классы по рисованию, лепке из глины, игры в мафию, квартирники и т.д.

– В одном из постов на страничке «ВКонтакте» вы написали «рискнул на все»? Сколько вложили изначально в проект?

– Сейчас я понимаю, что первый бизнес должен быть меньше в части капитальных затрат. Надо было посмотреть, сунуться в предпринимательство. Я же нырнул с головой. Первоначальный бюджет на антикафе был рассчитан в сумме 1,5 млн рублей (аренда, ремонт помещения, покупка мебели, обустройство пространства). В итоге бюджет увеличился практически на миллион. Дополнительные незапланированные суммы выросли из-за сложностей с ремонтом (попалась плохая бригада работников) и переделки растянулись на три месяца. А это аренда в 120 тысяч ежемесячно, замена испорченных стройматериалов и многое другое. Помимо этого, первый год работы выпал на зиму (мы открылись в феврале 2013), формат был не раскручен в городе, а значит узнаваемость проекта была никакая. После наступило лето, а это самое неудачное время для антикафе, посещаемость минимальная. Поэтому выйти на безубыточность удалось только в сентябре. Правда, инвестиции до сих пор не окупились. Но я сознательно шел в этот проект, зная, что золотых гор не будет. Это было некоей страницей моей жизни. Сегодня антикафе приносит стабильный небольшой доход, которого хватает на содержание заведения, зарплату сотрудникам и небольшие инвестиции в помещение (косметический ремонт, покупка мебели и т.д.)

– Проекту скоро три года. Насколько выросла посещаемость? Какие месяцы самые популярные, какие убыточные?

– Сейчас мы стабильно имеем больше тысячи посетителей в месяц. Начинали в среднем с 500-600 человек. Если говорить по месяцам, то самые убойные и доходные – январь и май. Много выходных, люди гуляют, отдыхают и проводят много времени в кафе. В том числе и в нашем. Самые убыточные – летние месяцы. Горожане разъезжаются кто куда. Конечно, большая посещаемость в вечерние часы и выходные. А в субботу, зачастую, хочется раздвинуть стены и сделать заведение резиновым. В будни свободнее, и чтобы привлечь посетителей, в частности студентов, сделали специальное дневное предложение, где цены за минуты ниже.

4
4

– Ваши ежемесячные траты на содержание кафе (аренда, зарплата, покупка сопутствующих товаров)?

– В месяц на аренду, зарплату, покупки чая и конфет уходит в среднем 220-240 тыс. рублей. Выручка же обычно достигает 250-270 тысяч. В пиковые по посещению месяцы переваливает за 300 тысяч. Так что на все хватает, разницу между доходами и расходами инвестируем в проект. Несколько месяцев назад перешел на понедельный расчет. В среднем у нас 300 посетителей, доходы от 60 до 80 тыс. рублей.

– Кто ваши уникальные посетители?

Типичные клиенты – люди, которые ищут общения, новую компанию и знакомства. Им интересны настольные игры, которые у нас в большом количестве, вечерние тематические посиделки и различные мероприятия. Много постоянных клиентов. Есть те, кто приходит каждый день и не на один час. Если разделять по возрасту, то 40% посетителей – люди 22 - 30 лет, дальше идут студенты (30%), школьники (20%), оставшиеся 10% приходится на более взрослое население. Это конечно интересно, потому что, когда мы открывались, рассчитывали только на студентов. Антикафе расположено как раз в таком «университетском районе» города, все вузы вокруг. Интересно еще и то, что в последний год произошли изменения в структуре посещаемости. Если раньше люди просто заходили посидеть, то сегодня они идут исключительно на мероприятия. Нет мероприятий – нет кассы. Так что сегодня приходится прикладывать больше усилий, чтобы собрать людей.

– Как часто повышаете цены в антикафе? Не отпугивает ли это посетителей?

– Мы начинали с 2 рублей за минуту в первый час. В сентябре прошлого года приняли решение увеличить стоимость минуты до 3 рублей. Сегодня такой ценник самый дорогой по городу. Мы это сделали, потому что поняли, что прямые затраты на каждого человека у нас выше, чем в других подобных заведениях. В первую очередь, это объясняется дорогими сладостями, настоящим китайским чаем и кофе из 100% арабики. Конечно, в первое время тюменцы были недовольны, но потом все привыкли. Клиентская база не изменилась.

5
5

– Расскажите про маркетинговые ходы?

– Сарафанное радио. Первый и самый успешный наш помощник по продвижению. На втором месте аккаунт «ВКонтакте», где сегодня более 7 тысяч подписчиков. Сейчас мы пришли к выводу, что нужно интенсивнее работать по продвижению в «Инстаграме» и активизироваться с электронной рассылкой.

– Как у вас складываются отношения с проверяющими органами? Были ли конфликтные ситуации?

– Как ни странно, но каких-то особых проблем с государством у меня до сих пор не было. И взяток я до сих пор никому не давал. Может я просто мелкая рыбка. Трудности возникли с Российским авторским обществом (РАО). В один из рабочих дней я получаю письмо, в котором меня извещают, что сделали запись музыки в антикафе, которая проигрывалась без разрешения правообладателя. В документе фигурирует штраф за причиненный ущерб в размере 465 тыс. рублей. После переговоров с представителями РАО и с юридической помощью мы уменьшили сумму штрафа до 20 тыс. рублей и заключили лицензионный договор. Теперь 1 тыс. 700 рублей в месяц я перечисляю РАО за то, что кручу у себя музыку. Я не против платить какие-то разумные суммы авторам и исполнителям песен, но доходят ли они до них через РАО, это большой вопрос.

– Нет ли у вас планов по расширению – открытию еще одного «угла»?

– Вы знаете, я принял решение двигаться дальше, попробовать себя в другом проекте, связанном с торговлей. К сожалению, управлять одновременно двумя проектами у меня не получится, поэтому «Пятый угол» выставил на продажу. Цена - 500 тысяч рублей. И это предложение действует до 1 августа.

6
6

– Кому хотите передать проект, в который так много вложили?

– Ребятам, которые хотят попробовать себя в предпринимательстве, пощупать, повариться в этом два-три года и получить удовольствие. Это очень приятный и уже готовый бизнес с клиентской базой, имиджем и узнаваемостью в городе.

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 2 ноября
EUR ЦБ: 105,84 (+0,32)
Инвестиции, 18:02
Курс доллара на 2 ноября
USD ЦБ: 97,44 (+0,42)
Инвестиции, 18:02
Все новости Тюмень
Волкер раскрыл, как Трамп может потребовать мир на Украине до инаугурацииПолитика, 22:40
Суд отменил приговор заступившемуся за россиянина в баре военномуОбщество, 22:29
В Тульской области объявили опасность атаки беспилотниковПолитика, 22:20
Медведев рассказал, как принимал решение об ударе по войскам ГрузииПолитика, 22:10
Лидер КХЛ «Локомотив» выиграл седьмой матч подрядСпорт, 22:00
США предоставят Украине пакет помощи на $425 млн с ракетами StingerПолитика, 21:29
На пост главы Белоруссии собрались баллотироваться девять человекПолитика, 21:23
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
«Коммерсантъ» узнал о задержании давших оружие для теракта в «Крокусе»Политика, 21:05
Валиева заявила о планах вернуться в спорт после дисквалификацииСпорт, 21:04
«Динамо» не смогло обыграть «Ростов» в матче чемпионата РоссииСпорт, 20:59
Райффайзенбанк запустил услугу по покупке наличных долларов в банкоматахФинансы, 20:44
Российский хоккеист вошел в число звезд месяца в НХЛСпорт, 20:40
Советник Хаменеи допустил изменение ядерной доктрины и ракетной программыПолитика, 20:37
Предшественник Юдаевой фразой «мне хамят» объяснил уход из МВФФинансы, 20:29