Перейти к основному контенту
Тюмень ,  
0 

Лизинговые компании нашли новые прорывные решения для бизнесменов Тюмени

О субсидиях, покрытии аванса, новых производителях и изменении спроса рассказали эксперты сферы лизинга и представители крупнейших компании региона
Лизинговые компании вынуждены подстраиваться под текущие реалии рынка 
Лизинговые компании вынуждены подстраиваться под текущие реалии рынка  (Фото: Unsplash.com )

Лизинг – одна из сфер, где все меняется молниеносно и зависит от множества показателей: ключевой ставки, валютной политики, ухода брендов и появления новых, от настроений предпринимателей и геополитической обстановки. Эксперты рынка рассказали на онлайн-конференции «Рынок лизинга 2023: восстановление, новые точки роста», организованной РБК Тюмень, о трендах, финансовой поддержке, параллельном импорте, китайском качестве и о том, почему некоторые компании оказались под угрозой закрытия.

Меняются, чтобы выжить и развиваться

Если еще 3-4 года назад лизинговые компании были узкоспециализированными, то в последнее время они становятся универсальными, занимаясь всеми направлениями лизинга: от оборудования до спецтранспорта. Это делается для того, чтобы в кризисное время выбрать курс для дальнейшего развития.

Так, крупнейшая лизинговая компания Тюменской области из агропромышленной стала универсальной. Об этом рассказал Анатолий Картухин, генеральный директор «ТАЛК лизинг»:

««ТАЛК» из монолайнера, заточенного на сельскохозяйственный сегмент, превратился в универсальную лизинговую компанию. 2022 год показал, что предприятия, работающие в одном направлении, наиболее остро испытали кризис, ведь падение по некоторым отраслям достигало 60%».

Что дает компаниям переориентация в работе, пояснил Андрей Андрухович, ведущий менеджер по лизингу тюменского представительства компании CARCADE:

«Лизинговая компания CARCADE до 2020 года специализировалась на легковом транспорте. Сейчас компания равнозначно финансирует колесную технику из всех автосегментов, включая грузовую, специальную и дорожно-строительную технику. После колебаний рынка спрос на лизинг среди представителей МСБ в целом нормализовался, однако изменились предпочтения клиентов.

Доля легкового транспорта в портфеле компании упала до 55% в 2022 году в сравнении с показателем 79% 2021 года – и это единственный сегмент, который показал отрицательную динамику. Доля грузового транспорта показала прирост на 168% и увеличилась до 18%; продажи спецтехники выросли с 12% до 26%. Нельзя не отметить тренд на приобретение автомобилей китайского производства (здесь речь про все сегменты) – в 2021 году их доля от общего числа продаж в количественном отношении составляла 5%, по итогам 2022 года показатель достиг 17%».

Генеральный директор «ТАЛК лизинг» Анатолий Картухин отметил, что компания трансформируется и в сфере оказания услуг. Запущена расширенная программа, в рамках которой лизингодатель самостоятельно заключает договор с иностранным контрагентом, заводом-изготовителем, дилером или дистрибьютором, финансирует его, завозит оборудование в Россию, осуществляет таможенную чистку и лишь после всех этих процедур передает покупателю имущество в лизинг. Иными словами, все риски, связанные с не поставкой или браком, лизинговая компания берет на себя.

Итоги 2022: резкое падение и самый дешевый предмет лизинга

2022 год был одним из самых сложных для лизинговой отрасли. После старта СВО начался активный отток ликвидности из банковского сектора. Банк России поднял ключевую ставку до 20%. Это позволило вернуть ликвидность банкам, но сильно повлияло на стоимость финансовых услуг, в том числе в лизинге.

Как пояснил Анатолий Картухин, ключевая ставка является базовой для расчета стоимости предмета лизинга. Большое влияние оказали и санкции в отношении России. В итоге, говоря языком финансистов, стоимость денег увеличилась и предметы лизинга стали менее доступны, после чего и вовсе началось их вымывание с рынка. В марте-апреле 2022 года заявок на новые поставки практически не было. Предприниматели взяли паузу. Два месяца лизинговые компании наблюдали за ситуацией и вводили изменения, которые позволили бы работать дальше. В период с августа по сентябрь рубль вновь набрал силу и доступность лизинга увеличилась. Тогда техника и оборудование, предлагаемые в лизинг, подешевели. Что касается текущего момента, то идет ослабление рубля.

«Если говорить про рынок лизинга в целом, то за прошлый год снижение составило порядка 20%, меняться к лучшему ситуация начала только в 3-4 квартале. Сейчас она стабильна, но вопросы, связанные с дефицитом предметов лизинга и с решением вопросов параллельного импорта остаются открытыми. Логистика изменилась полностью, появились новые цепочки и новые партнеры. В прошлом году, благодаря поддержке регионального Центра экспорта, «ТАЛК лизинг» начал сотрудничество с новыми партнерами в Китае, это поставщики оборудования, специализированной техники и автомобилей. Работа с ними ведется активно», — прокомментировал Анатолий Картухин.

ЯЗЫКОМ ЦИФР

С 4 до 5,2 млн руб. увеличилась в среднем стоимость одного договора лизинга в Тюмени. Это обусловлено удорожанием техники и авто.
С 23 до 20% снизился средний аванс, оплаченный клиентом по договору лизинга
До 25% – государственная субсидия на приобретение в лизинг отечественных электромобилей. Например, «Москвич».
300 тыс. руб. – субсидия от некоторых производителей для лизингополучателей.
С 1,5 до 3 лет увеличился срок поставки оборудования из Европы по параллельному импорту.
До 49% – процент возмещения стоимости техники по программе погашения авансового платежа от Департамента инвестполитики Тюменской области.

Субсидии, меры поддержки и льготы для предпринимателей

Для тюменских предпринимателей доступны как федеральные, так и региональные меры поддержки.

«В «ТАЛК лизинг» федеральная поддержка – преимущество в размере авансового платежа, которое доходит до 15%. Так работает постановление Правительства региона номер восемьсот одиннадцать, подразумевающее большой перечень предметов лизинга. Это транспортные средства, в том числе седельные тягачи с прицепом, специализированная техника, краны, различное оборудование, включая цистерны, бочки, вентиляционное оборудование.

Есть две популярных региональных меры поддержки. Прежде всего, это компенсация расходов. Лизинговая компания в момент заключения договора предоставляет скидку лизингополучателю, далее государство компенсирует ему недополученный процентный доход, на который был дан бонус. Программа называется «лизинг под 6%», соответственно, удорожание не превышает 6%. В прошлом году предложение пользовалось высоким спросом, в этом году мы надеемся, что Департамент инвестиционной политики Тюменской области вновь объявит конкурс, на который мы намерены заявиться, чтобы одержать победу и в текущем году вновь предоставлять скидку нашим лизингополучателям.

Второе направление связано с компенсационными выплатами. Лизингополучатель заключает договор, подает заявку в Департамент инвестиционной политики Тюменской области, и ему компенсируется размер авансового платежа. Здесь работают два постановления, номер сто пять для крупных промышленных предприятий и девяносто девять для субъектов МСП. Программы действуют порядка 10 лет и ежегодно продлеваются. Это хороший стимул для развития промышленников, потому что размер авансового платежа по договору лизинга может доходить до 49%, соответственно, и компенсация может составить почти половину аванса. Таким образом оборудование может стать дешевле практически в два раза», – отметил Анатолий Картухин.

Более того, льготы, скидки и субсидии могут предоставлять сами заводы-изготовители и дилеры, которые поставляют технику для рынка РФ.

«Есть льготные программы от поставщиков, которые предоставляют скидку-субсидию на финансирование в счет аванса в рамках лизингового договора – т.е. клиент после согласования сделки оплачивает первый платеж уже за минусом суммы субсидии. Размер преференции зависит от марки, модели и комплектации транспортного средства, у CARCADE много партнеров и специальных программ такого плана. Это, например, субсидия 300 тыс. руб. на самосвалы марки FAW. Или спецтехника SANY – скидка на первый лизинговый платеж сейчас доходит до 7% от стоимости ТС. Субсидия либо уменьшает авансовый платеж, либо его полностью заменяет, – поясняет Андрей Андрухович, ведущий менеджер по лизингу тюменского представительства компании CARCADE. – Также есть льготы от постоянных партнеров. Например, «Русбизнесавто» постоянно предоставляют скидки на свою технику. Они являются официальными дилерами, у них размер субсидий может достигать полумиллиона рублей – льгота распространяется, в основном, на экскаваторы. В настоящее время размер корпоративных скидок в рамках специальных программ лизинга может достигать 1 млн рублей (если речь о фиксированной скидке), либо 22% от розничной цены (прямая скидка от импортера). Важно учесть, что субсидия распространяется только на новые ТС в наличии либо в поставке через официального представителя марки.

Также есть государственные субсидии от Минпромторга, в рамках которых мы аккредитовано финансируем различные транспортные средства отечественного производства. Если говорить, например, про электромобили российского производства – это новый «Москвич» или Evolute – льгота по лизинговой программе на данные машины доходит до 25% от итоговой стоимости».

Тренды 2023: спрос, дефицит и возросшие «аппетиты» поставщиков

Как отметили эксперты, участвующие в онлайн-конференции, спрос на транспортные средства у тюменских предпринимателей снизился. Это связано и с дефицитом, вызванным уходом с российского рынка европейских брендов.

«Активно заходят китайские марки. Бренды, которые начали эту работу до СВО, чувствуют себя более устойчиво. Однако аппетиты при выборе партнера, от дилера до дистрибьютора, со стороны китайских брендов выросли. Раньше китайская сторона была готова к диалогу: когда у компании имелась площадка и, условно, хотя бы вагончик, они заключали договор на дилерство. Сейчас требование – наличие шоу-рума, опыт работы… Китайская сторона находится в позиции, когда может диктовать условия и выбирать более интересного для себя партнера», – отметил Анатолий Картухин.

Дефицит легкового и грузового транспорта компенсируется за счет азиатских стран, растет объем лизинга подержанной техники. Эти сделки теперь финансируют лизинговые компании, выделяя такое предложение, хотя раньше предпочтение отдавалось новой технике.

«Для покрытия дефицита многие российские заводы-изготовители пошли по направлению восстановления техники. «ТАЛК лизинг» тут же предложил новую программу. Допустим, у компании есть старый грузовик, который нужно поменять. Мы говорим — зачем менять, если ремонтный завод выкупит его по балансовой стоимости, мы профинансируем ремонт, и компания очень быстро получит в лизинг машину, которая на 90% новая. Таким образом мы работаем с грузовой и специализированной техникой, тяжелыми бульдозерами и автоприцепами.

Подобные инструменты будут активно развиваться, потому что, если говорить, например, про сельское хозяйство, то для его полного оснащения нужно закупить до 20 тысяч тракторов и 10 тысяч комбайнов за рубежом. Конечно, в России производится великолепная конкурентоспособная техника, но объемов производства сегодня недостаточно. Пройдет несколько лет, прежде чем наши заводы перестроятся и нарастят мощности», – рассуждает Анатолий Картухин.

По словам Александра Безбородова, директора центра развития промышленности союза «Торгово-промышленная палата Тюменской области», растет запрос на технику, связанную с производством. С этим российские производители справляются. В других странах заказывают, в основном, станки для металлообработки, например, для производства саморезов. Однако и такое оборудование начали выпускать российские производители. В скором времени мощности будут налажены и спрос и предложение сравняются.

Это мнение поддержал Анатолий Картухин: «У нас много товаров народного потребления и промтоваров, изготовители которых ушли с рынка. Потому важно работать с внутренним спросом и перекрывать его за счет новых предложений. Это и есть импортозамещение. Ключевая роль, которую должны занять лизинговые компании – финансирование оборудования. Мы понимаем, что это будет востребовано. При этом у предприятий появится источник погашения лизинговых платежей. Ключевая задача – решение вопросов, связанных с поставками оборудования и налаживание производства дефицитной продукции».

Китайское = некачественное: предрассудки или реальность?

Сейчас лизинговые компании работают, в основном, с дружественными странами: Турцией, Китаем, Узбекистаном, Кореей, Индией. Сотрудничают с одной из самых лояльных к России стран Евросоюза, Италией, где производят, пожалуй, лучшее в мире оборудование для металлообработки и лесопереработки.

«Привычные бренды стали либо недоступны, либо очень дорогими. Клиентам пока тяжело в понимании того, что сейчас за те же самые средства, за которые они покупали качественную технику, смогут купить только товар китайского, индийского, турецкого производства. Клиенты замечают, что качество в чем-то уступает, но, как утверждают поставщики и дилеры, они идут на все, чтобы насытить рынок автозапчастями для решения проблем с обслуживанием, и стремятся к качеству техники», – сказал Андрей Андрухович.

Вопрос прокомментировал и Анатолий Картухин: «Иностранные бренды заходили на российский рынок достаточно давно, адаптировав под него свою продукцию, и технологические, и инженерные решения. Например, я эксплуатант техники предприятия, мне важно, чтобы был высокий коэффициент технической готовности, чтобы вся техника была в рабочем состоянии, потому что она создает добавленную стоимость, я на этом зарабатываю. И, если говорить про европейские, американские бренды, они давно наладили на российском рынке и поставку запчастей, и качество сервиса, и так называемые летучки, когда не нужно искать запчасть, приезжают и делают замены, ремонты.

По китайским брендам эта работа только начинается и нужно ее выстроить. Со временем качество улучшится именно за счет сервиса. И не нужно недооценивать китайскую технику. Есть заводы полного цикла, а есть отверточная сборка из комплектующих, это два разных вида техники. Существует стереотип: китайское значит не очень качественно. Но в Китае, как и везде, есть и производители высококачественного продукта, и не очень. Соответственно, это определяет и ценовой сегмент».

О еще одном сегменте оборудования на рынке и параллельном импорте рассказал Александр Безбородов, директор центра развития промышленности союза Торгово-промышленной палаты Тюменской области:

«На рынке после событий 2022 года появилось много подержанного оборудования, это хорошая история для начинающих предпринимателей, для стартапов.

Европейские производители в целом не отказываются от поставок оборудования, но выставляют очень длительные периоды поставки. Если раньше привозили оборудование в срок от 7 месяцев до 1,5 лет, то сейчас – до 3 лет. Это ограничивающий фактор, поэтому параллельный импорт уже не является преимуществом и потребностью. К тому же Китай нашел дилеров на территории РФ и тюменские предприниматели быстро адаптировались и переориентировались на другие станки».

Кто поможет лизинговым компаниям?

Поиск новых партнеров, налаживание связей, решение вопросов логистики - дополнительная и обязательная работа, которая ложится на лизинговые компании. И в этих вопросах им готова помочь Торгово-промышленная палата Тюменской области.

«ТПП помогает налаживать связи, например для предпринимателей из дружественных стран организует экскурсии, на которых они могут посетить тюменские производства. Помимо этого, мы можем закрыть риски, связанные с проверкой международного контрагента и организовать инспекции на само предприятие, чтобы предприниматель, который захотел купить новые станки в Тюмени, не испытывал сложностей и не переживал о том, существует такая организация или нет.

Дело в том, что предприниматели из дружественных стран не всегда поступают добропорядочно, и иногда происходят ситуации, когда компания переводит деньги, а на самом деле этого предприятия нет, либо оно уже закрылось. Мы можем сократить эти риски за счет наших инструментов.

Что касается выстраивания логистики, то этим не всем интересно заниматься, поскольку им важно производить товары, а не думать о том, как их доставлять. В этом плане ТПП также открыта и может помочь настроить все процессы, связанные с логистикой. Грубо говоря, мы – это МФЦ для бизнеса, куда предприниматели приходят за помощью, а мы предоставляем и оформляем все услуги», — прокомментировал Александр Безбородов.

О значимости поддержки ТПП высказался Анатолий Картухин:

«Лизинговые компании как хозяйствующий субъект всегда заинтересованы в извлечении прибыли, иначе нет смысла их создавать. Сейчас отрасль оказалась в сложной ситуации из-за сокращения внутреннего рынка предметов лизинга. При этом количество лизинговых компаний осталось на прежнем уровне. Из этого следует, что в будущем ожидается более агрессивная конкуренция за клиента, в ходе которой размер прибыли уменьшится. Задача лизинговых компаний состоит в том, чтобы с помощью институтов развития, подобных ТПП, наладить новые каналы, найти новые решения и поставщиков. В противном случае в будущем могут возникнуть ситуации, которые периодически происходят на банковском рынке, – сокращения числа компаний, их слияние и поглощение. Уже известно о случаях, когда лизинговые компании с иностранным капиталом активно ищут покупателей. Это касается и небольших субъектов, которые периодически испытывают трудности. «ТАЛК лизинг» ведет переговоры по покупке одной из таких компаний, еще есть предложения.

Я верю в то, что рынок со временем наполнится, и по итогам года наша компания вырастет. Ожидаю, что весь лизинговый рынок составит 7 трлн рублей, и мы возьмем чуть больше одного процента, – это около 8 млрд».

Больше деловых новостей в Telegram-канале РБК Тюмень 
Читайте РБК Тюмень в Дзен.Новостях
 

Тематический проект о российской винодельческой культуре, вине и спиртных напитках

РБК Вино РБК Вино

Главные в вине: в Москве прошел Российский винодельческий форум

РБК Вино РБК Вино

Особый стиль и внимание к деталям. Как создавали этикетки для вина в СССР

РБК Вино РБК Вино

Укрывное виноградарство: что это и как влияет на вино

РБК Вино РБК Вино

По Цельсию или по Фаренгейту? Артур Саркисян — о пользе винных рейтингов

РБК Вино РБК Вино

Эксперты рассказали, какое вино нельзя пить веганам

РБК Вино РБК Вино

Снежанна Георгиева о том, как разбираться в вине и людях

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 14 ноября
EUR ЦБ: 104,29 (+0,04)
Инвестиции, 13 ноя, 17:33
Курс доллара на 14 ноября
USD ЦБ: 98,37 (+0,41)
Инвестиции, 13 ноя, 17:33
Все новости Тюмень
Захарова назвала сбывшимся прогнозом слова Борреля о ЕС как военном блокеПолитика, 01:55
Австрийская OMV объявила о победе в суде с «дочкой» «Газпрома»Бизнес, 01:26
NYT узнал, какое у Украины первое условие мира, а какое — второеПолитика, 01:21
Между Крымом и Запорожьем приостановили ж/д перевозки из-за ЧП на мостуОбщество, 01:20
МИД Украины ответил на статью Times о «ядерном варианте Зеленского»Политика, 01:13
Суд избрал меру пресечения выстрелившему в девушку актера квестаОбщество, 00:46
Завод в Калининградской области начал завозить рабочих из ИндииОбщество, 00:38
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Управделами президента оценило ущерб от потери земель санатория «Барвиха»Политика, 00:34
«Зеркало недели» назвало возможного спецпосланника Трампа по УкраинеПолитика, 00:32
Кто займет ключевые посты в новой администрации ТрампаПолитика, 00:16
Трамп выдвинул конгрессмена Мэтта Гетца на пост главы Минюста СШАПолитика, 00:10
Байден попросит конгресс выделить средства на Украину на 2025 годПолитика, 00:02
Кто из российских спортсменов был дисквалифицирован за наркотикиСпорт, 00:00
Кого из звезд российского хоккея дисквалифицировали за наркотикиСпорт, 00:00