Тюменским производителям одежды не хватает тканей
Из России после начала специальной военной операции и введения санкций ушло множество иностранных фэшн-брендов. В Тюмени закрылись магазины H&M, Reebok, Nike, Mango и другие. Некоторые из них позже вернулись, но под другим названием. Это стало толчком для развития тюменского бизнеса по производству одежды, но одной из сложностей стала нехватка отечественных тканей.
По мнению советника губернатора Тюменской области, президента региональной Торгово-промышленной палаты (ТПП) Ольги Езикеевой, у Тюмени большой дизайнерский потенциал. Постоянно появляются новые бренды, а показы мод с представителями тюменского фэшн-бизнеса проходят в России и за границей. При этом прибыль тюменских компаний составляет миллионы рублей.
Тем не менее в этой сфере достаточно нюансов и проблем, о которых РБК Тюмень рассказали представители отрасли.
Отсутствие производства качественной ткани
По словам экспертов, в России мало производств качественной ткани и фурнитуры для одежды. При этом имеющимся фабрикам не интересны маленькие бренды, так как в закупах они ориентированы на малые объемы. К тому же российские ткани не способны удовлетворить премиальный сегмент, не говоря уже о люксовом.
«Поставки идут из-за рубежа, на складах не всегда теперь можно найти подходящую для коллекции ткань и фурнитуру, поэтому могут быть и задержки в производственном цикле. Более того, Россия никогда не была основным поставщиком или мощным игроком на рынке тканей именно для модной индустрии. Для пошива спецодежды или форм — да, но точно не для создания одежды, претендующей на статус модной», — говорит сертифицированный персональный стилист Надежда Коржевина.
Такая же точка зрения и у доцента Высшей Школы Бизнеса НИУ ВШЭ Татьяны Ветровой.
«В центре конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ отмечают стагнацию, а в некоторых сегментах — падение на рынке легкой промышленности в России. Ткацкое производство развито достаточно слабо, на данный момент легкая промышленность в большей степени сконцентрирована на пошиве. Сырье в основном закупают за границей, поэтому и на ткани, произведенные в России, наблюдается рост цен. Например, хлопковое волокно и пряжу в основном закупают в Казахстане, Таджикистане, Азербайджане, Киргизии», — отметила Татьяна Ветрова.
Директор практики АПК компании Strategy Partners Екатерина Михалева подчеркивает: отечественные предприятия в большинстве случаев ориентированы на производство ткани под пошив специальной и домашней одежды и постельного белья, при этом европейская продукция дороже.
«Но российские производители приобретают ее из-за высокого качества. Например, португальская шерсть мягкая, с тонко скрученными и обработанными волокнами, российское же текстильное волокно грубое и колющееся. Импортные лен и хлопок проходят термическую обработку перед продажей. Плюс европейские ткани гипоаллергенны и сохраняют цвет и форму. Кроме того, российские бренды в среднем ценовом сегменте закупают ткань в Европе, так как там производители идут на продажу небольшими объемами», — говорит Екатерина Михалева.
Дорогая рабочая сила
Производители и продавцы отмечают: отшивать одежду выгоднее в тех регионах, где есть производство тканей и дешевая рабочая сила.
«Выгода — это вопрос себестоимости, издержек и маржинальности. В Юго-восточной Азии производство дешевле, но нужно учитывать объем, логистику и таможенное оформление», — отмечает заместитель генерального директора бренда мужской одежды KANZLER Елена Никитина.
Основатель спортивного бренда Jögel Артур Мовсесян подчеркивает: есть разница в стоимости рабочей силы в России и за рубежом: например, в Турции она дешевле. При этом в Китае средняя зарплата рабочего на швейном производстве превышает российскую и составляет около 1000 долларов, но китайские производители берут большими объемами и высокой эффективностью труда.
Тем не менее не все эксперты считают, что отшивать одежду выгодно в ближнем зарубежье или в Китае и Турции.
«До пандемии все были уверены, что аналогов Юго-Восточной Азии нет, но когда закрылись границы, то многие бренды выручило как раз собственное производство. Мы большую часть производим сами в Санкт-Петербурге — так получается выгодней, плюс можем самостоятельно контролировать сроки и не зависим от логистики. Трикотаж, обувь, сумки заказываем у партнеров, чьи фабрики расположены в Москве, Московской области, Пятигорске, Челябинске, Санкт-Петербурге и других российских городах», — отмечает сооснователь и креативный директор бренда женской одежды YOU Мария Ван Малдерен.
Перспективы развития отрасли
Основательница сети магазинов TOY.RU, создательница текстильного проекта «Нева» Алиса Лобанова, отмечает: если в период с 2017 года по 2021 год отрасль находилась в стагнации (производство одежды в России сократилось на 8%), то к концу 2022 года произошел рост на 8%. И это несмотря на то, что на рынке представлен широкий ассортимент продукции зарубежных производителей из Китая, Бангладеша и Турции. И все же, по ее словам, ткацкое производство находится в упадке: за последний год, согласно данным Института развития предпринимательства и экономики, прядение текстильных волокон сократилось на 21,1%, а производство текстильных тканей — на 3,6%.
«Сегодня Правительство РФ применяет различные меры, стимулирующие импортозамещение. Речь идет о субсидиях для производителей. К сожалению, не все компании подходят под оглашенные критерии. Есть надежда, что в будущем список претендентов на господдержку расширится и будет включать в себя не только производителей специализированной формы, но и комфортной повседневной одежды для детей и взрослых. Говоря о прогнозах, можно с уверенностью утверждать, что в ближайшие годы доля отечественного производства достигнет 50% (официальные данные объединения «Национальная технологическая инициатива»). У российских компаний впереди серьезный путь, начиная от оттачивания технологий и заканчивая поставками сырья, развитием производственных процессов», — резюмировала эксперт.
Больше деловых новостей в Telegram-канале РБК Тюмень
Читайте РБК Тюмень в Дзен.Новостях