Бизнес-эксперты помогают предпринимателям Тюмени привлечь новых клиентов
Количество предпринимателей, использующих интернет-площадки для продажи товаров и услуг, ежегодно растет, а интернет-продвижение — ключевой вектор развития компаний малого и среднего бизнеса, который стал еще более очевиден в период пандемии. Об этом говорили на конференции «Как найти новых клиентов для бизнеса», организованной онлайн-платформой «Авито» совместно с центром «Мой бизнес» в Тюменской области. Отдельным предметом обсуждения стал вопрос, как использовать возможности платформы и какие есть инструменты продвижения, которые помогут увеличить прибыль и завоевать доверие большего количества клиентов.
Виктор Соковнин, руководитель направления по работе с малым и средним бизнесом «Авито», дал эксклюзивное интервью РБК Тюмень, рассказав о развитии онлайн-бизнеса в России и регионе, сотрудничестве с Инвестиционным агентством Тюменской области и планах по масштабированию этого проекта.
Пандемия как драйвер развития онлайн-каналов
– Виктор, расскажите, пожалуйста, растет ли интерес бизнесменов к продажам на интернет-площадках? Увеличился ли охват предпринимателей, их продажи? Можно ли дать прогноз по аналогичным данным на следующий год?
– В последние несколько лет интернет-торговля в России активно растет, а в период пандемии получила новые стимулы для развития, многие компании в этот период должны были перестраивать каналы сбыта. И именно в пандемию многие потребители оценили удобство онлайн-каналов, благодаря чему бизнес сумел компенсировать свои потери в офлайне.
По данным отраслевых ассоциаций, в 2021 году рост интернет-торговли в России составил порядка 45%. В 2022 году ожидается рост еще порядка 40%, и прогноз на 2023 год – около 35% год к году.
Если говорить про причины роста интереса к онлайн-каналам, то для продавцов это снижение затрат на сбыт продукции, потому что интернет-продажи не предполагают аренды и содержания торговых площадей, зарплат продавцам и консультантам в этих залах, а значит, снижаются расходы продавцов, а для покупателей - расширяются возможности выбора товаров.
Если говорить об «Авито», то сейчас на платформе представлены порядка 50% малых и средних предпринимателей России, для каждого пятого предпринимателя в стране «Авито» является основным каналом онлайн-продаж. Нами охвачены все основные категории бизнеса: товары, услуги, недвижимость, авто, работа.
Только в Товарах у нас более двух миллионов продавцов. Мы видим, что прирост малых и микропредприятий в этом году составил порядка 43%, средний бизнес вырос на 39%. Более чем на 100% увеличилось число крупных сервисных компаний, более чем на 30% – индивидуальных исполнителей услуг, на 30% – количество застройщиков в категории «Недвижимость», более чем на 20% – количество дилеров в категории «Авто».
– Чем обусловлена такая динамика прироста?
– Рост обусловлен несколькими факторами. Конечно же, это уход иностранных рекламных систем и социальных сетей с российского рынка. Продавцы перераспределяют свои бюджеты на продвижение в пользу российских площадок и, соответственно, ищут новые платформы для развития бизнеса и продаж, которые обеспечивают простой доступ к аудитории, готовой покупать. Плюс площадку выбирают из-за низкой стоимости продвижения: она у нас составляет единицы процентов по сравнению с десятками процентов на других площадках.
Есть и другие факторы, которые работают на выбор в пользу Авито. В частности, – безопасная сделка, в рамках которой мы гарантируем целостность товара и сохранность денежных средств продавца и покупателя.
Инструменты для увеличения прибыли в онлайне
– Какими ресурсами и инструментами пользуются представители МСП чаще всего? Какие будут развиваться в ближайшее время?
– Среди основных инструментов, которыми пользуются предприниматели, во-первых, Аналитика спроса. Она будет полезна, когда компания хочет найти новую нишу в своем регионе или выйти в другой. Наш инструмент позволяет оперативно по всей стране посмотреть ликвидность в конкретной категории, уровень конкуренции, цен и выстроить правильное позиционирование на рынке. Если же предприниматель уже работает в своей категории, он может отслеживать рыночную конъюнктуру и корректировать ценовую политику, исходя из текущих реалий.
Популярен также такой инструмент, как продвижение с увеличением количества просмотров от двух до десяти раз с периодичностью на один или семь дней. Он позволяет продвигать объявления и увеличивать количество просмотров.
Важным элементом сейчас еще является и модель оплаты за просмотры. Она позволяет платить только за целевые переходы посетителей на страницу объявления. При этом оплачиваются исключительно уникальные просмотры. Другими словами, если один клиент в течение дня несколько раз просмотрел ваше объявление, оплачивается только первый просмотр. Эта модель работы на Авито сменила существовавший до этого подход, когда оплачивалось размещение каждого объявления. Сейчас любой предприниматель может свободно выкладывать любое количество объявлений – нет никаких ограничений – и получать только целевые отклики.
Также недавно мы дали предпринимателям возможность делать специальное предложение тем пользователям, которые добавили товар в избранное. Можно отправлять им целенаправленную скидку, чтобы стимулировать их к покупке товара, которым они уже заинтересовались.
Стоит добавить и про один из ключевых инструментов, который крайне востребован среди профессиональных продавцов. Это «Авито Доставка». Сейчас ее возможности покрывают более 3500 городов в России. У Авито - более 55 тысяч пунктов выдачи заказов. К ним относятся как собственные, так и партнерские пункты выдачи, постаматы, доставка курьерской службой. До конца года планируем инвестировать в развитие собственной сети пунктов выдачи заказов порядка 3,5 млрд рублей и откроем более 250 пунктов. Кроме того, мы постоянно расширяем доступные категории товаров доставки, уже сегодня, например, можно купить с доставкой мотоцикл. Это ключевая функциональность, которая востребована и будет дальше развиваться.
Развитие бизнеса в Тюмени: какие товары и услуги востребованы потребителями
– Виктор, какими категориями товаров чаще всего интересуются тюменцы? На какие из них обратить внимание тем, кто ищет свою нишу в бизнесе?
– В Тюменской области мы видим, что в лидерах в этом году мебель. Самые популярные поисковые запросы – диван, кухонный гарнитур, шкаф, стол, кресло. За год у нас выросло количество продавцов в семь раз.
Вторая категория – ремонт и строительство. Сейчас проникновение онлайн-продаж в этой отрасли составляет около 22%, и ожидаем, что в ближайшие годы достигнет 28%. Мы видим такие популярные запросы, как входные межкомнатные двери, пластиковые окна, готовые строения из лиственницы и кедра, печи, камины, отделочные материалы, электрика. По сути, весь спектр материалов, которые используются при строительстве дома.
Если говорить про электронику, в последние месяцы в Тюмени люди активно ищут Play Station, iPhone. Вообще здесь очень популярное направление – телефоны, компьютеры, ноутбуки, игр, приставки.
Плюс очень важное направление – запчасти и аксессуары. У нас спрос за год вырос более чем на 30%. Также большой спрос на автомагнитолы, запчасти для ТО, расходники, элементы для тюнинга. Тут влияют, в первую очередь, внешние факторы: уход иностранных брендов с российского рынка.
Если отдельно выделить топ категорий по «Авито Доставке», то у нас за последний квартал сильно выросла категория Fashion – на 274%, а также категории Электроника – на 55% и Запчасти – на 50%.
– Как «Авито» сотрудничает с Инвестиционным агентством Тюменской области? Чему была посвящена конференция, и какие меры поддержки доступны предпринимателям? Как будет развиваться сотрудничество далее?
– В октябре этого года мы подписали соглашение о сотрудничестве с Инвестиционным агентством Тюменской области. В рамках нашего соглашения на базе центра «Мой бизнес» в Тюмени мы оказываем всестороннюю поддержку предпринимателям региона. В числе предлагаемых нами мер - консультации по регистрации и создании своего магазина на Авито, развитию бизнеса на нашей площадке, а также использованию инструментов продвижения. Мы также будем обучать продавцов основным навыкам, техникам и механикам эффективных продаж.
В этом месяце мы запускаем первый онлайн-марафон – «Мой бизнес на «Авито». Старт без ошибок», в рамках которого наши сотрудники вместе с коллегами из «Моего бизнеса» обучат предпринимателей Тюмени основным навыкам и стратегиями продаж. При этом «Авито» дарит бонусами до 60 тысяч рублей на продвижение всем предпринимателям, которые участвуют в этом марафоне. Цель этого мероприятия в том, чтобы дать возможность как можно большему количеству предпринимателей вывести бизнес в онлайн, а тем, кто уже продает товары и услуги в интернет, максимально прокачать навыки онлайн-продвижения, чтобы нарастить продажи.
В дальнейшем мы планируем использовать тот опыт, который мы получили в Тюменской области, для развития масштабного сотрудничества с Центрами «Мой бизнес» по всей России.
Больше деловых новостей в Telegram-канале РБК Тюмень
Читайте РБК Тюмень в Яндекс.Новостях