Автозапчасти: как изменились цены и что с ними будет в 2024 году
Тюменские автовладельцы продолжают сталкиваться с ростом цен на автозапчасти: за год он составил около 19%. И если в 2022 г. взрывной рост цен был связан с усложнившейся логистикой и санкциями, то в 2023 г. его вызвала волатильность курса валют. О том, чего ждать в 2024 г., РБК Тюмень рассказали эксперты.
Сложная логистика не закрывает дефицит запчастей
Логистика запчастей для «подсанкционных» автомобилей, бренды которых покинули Россию, продолжает влиять на их стоимость. По словам директора департамента послепродажного обслуживания компании BWG Виталия Штифанова, после скачка цен в 2022 г. ситуация выровнялась. Это связано с тем, что многие компании-перевозчики перестали бояться полного прекращения поставок запчастей и закупать их впрок.
«На фоне выстраивания адекватных по срокам и стоимости логистических каналов поставки стали регулярными, что временно стабилизировало цены, но до сих пор рынок РФ испытывает дефицит отдельных компонентов: стеклянных элементов, которые трудно привезти в силу специфики транспортировки, двигателей и деталей облицовки (доставка сложна из-за их габаритности) или электронных блоков (в их заказе необходимо участвовать дилерам). Также наблюдается нехватка полупроводников», — говорит эксперт.
С тем, что логистика до сих пор имеет проблемы, согласен и генеральный директор сети авторемонтных мастерских «КарданБаланс» Дмитрий Демчук.
«Несмотря на то, что закупки автозапчастей в Россию уже налажены через страны БРИКС, остаются проблемы с логистикой. Это вынуждает водителей ждать автозапчасти до двух месяцев и платить большую стоимость», — говорит эксперт.
Рост цен из-за волатильности валюты
Дмитрий Демчук отмечает, что еще одним фактором роста цен на запчасти становится резко обесценившаяся национальная валюта. Так, по сравнению с 2021 годом детали выросли в цене в три раза к середине 2023 года.
«В Тюмени стоимость на автозапчасти увеличилась на 19,7% по сравнению с предыдущим годом. В частности, свечи зажигания подорожали на 8%, тормозные диски, колодки, лампы — от 5 до 7%. Моторы для авто европейских моделей стали стоить на 17% дороже по сравнению с январем», — говорит эксперт.
Генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев привел пример изменения цен.
«Вижу тенденцию повышения цен на запчасти и по отдельным маркам. Например, год назад фара для Datsun mi-DO стоила 17 тыс. руб., а сейчас 79 тыс. руб. И это закупочная цена — в магазинах еще дороже. Стоимость ремонтных работ в последние полтора года выросла на 15-30%», — говорит Дмитрий Матвеев.
Эксперты отмечают рост цен на автозапчасти и в сегменте грузового транспорта, закупка автотранспорта из Китая не спасает ситуацию.
«Анализ рынка показывает, что стоимость владения тяжелой техникой увеличилась. Американские и европейские грузовики попали в круговорот санкций, их владельцы вынуждены платить за усложняющуюся логистику, а порой и вовсе держать технику на стоянках из-за отсутствия запчастей на внутреннем рынке. Машины китайских брендов не доставляют своим обладателям таких проблем. Но и они не застрахованы от изменений курса валют. Поэтому можно однозначно утверждать, что подорожали все запчасти», — рассказывает Василий Геревич, директор по развитию компании Gefest-Motors.
«В течение года цены на автозапчасти для грузовых автомобилей менялись вслед за изменениями курса валют. По отношению к рублю юань укреплялся. Таким образом, несмотря на постепенное снижение стоимости логистики и нормализацию процессов на рынке, повысились цены на все компоненты, ввозимые из Китая», — говорит Артур Солдаткин, исполнительный директор компании «Сторк».
Чего ждать в 2024 году
Большинство экспертов склоняются к тому, что даже при стабилизации валютных курсов ожидать снижения цен на автозапчасти не стоит.
«Стоимость запчастей напрямую зависит от курса доллара. Соответственно, на протяжении года цены на запчасти плавно идут вверх вместе со стоимостью авто. Что касаемо авто, дилеры уже объявили со следующего года о подорожании на 10-20%», — подытожил основатель компании «АвтоАзия» Андрей Козлов.