Перейти к основному контенту
Авторынок⁠,
0
Эксклюзив

Николай Степанов: «В автобизнесе выживет сильнейший»

Автобизнес в условиях двойного удара перестал приносить прибыль
В 2025 году автобизнес отказывается от открытия новых дилерских центров
Фото: «Базис Моторс»
Фото: «Базис Моторс»

Конец 2024 года и начало 2025 года для российских автодилеров, в том числе и тюменских, стали периодом резкого снижения спроса. Главная причина — позиция Центробанка: жесткая монетарная политика привела к увеличению ключевой ставки до 21%. По данным ВТБ, в феврале 2025 года жители Тюменской области оформили в 2,5 раза меньше автокредитов, чем в феврале 2024 года.

Но проблемы у дилеров связаны не только с низким спросом. Коммерческий директор тюменского автохолдинга «Базис Моторс» Николай Степанов, который работает в автобизнесе региона более 20 лет, более 10 лет управлял продажами в одном из крупных автохолдингов Урала, рассказал, как в условиях жесткой конкуренции китайских производителей и высокой ключевой ставки выживают тюменские дилеры.

— Николай, каким был 2024 год для автобизнеса, в частности тюменского, что происходило?

— Если смотреть по количеству продаж, то год был неплохим: в России было реализовано от 1,5 до 1,6 млн авто. Это уже не 400 тыс., как в 2022 году, и не 800 тыс., как в 2023 году. Отчасти рост связан с тем, что за предыдущие годы накопился отложенный спрос. Другой вопрос — с какой доходностью и под какие проценты приходится работать бизнесу: нужно быстро продавать, так как ключевая ставка высокая.

Фото: «Базис Моторс»

Все производители субсидируют ставки, например, под 9%, или предоставляют рассрочку. Но делают это за счет маржи. Автодилеров много, и мы начинаем бороться за клиента, плюс происходит борьба между производителями. Это приводит к тому, что доходность падает. Поэтому для автомобильного бизнеса результаты продаж в 2024 году в штуках — это неплохо, но нет доходности на единицу авто ни для дилеров, ни для производителей. Соответственно, в этих условиях бизнесу развиваться или сложно, или почти невозможно.

— Получается, рынок сейчас стагнирует?

— После повышения ставки в конце октября 2024 года с ноября рынок начал сильно сжиматься. В начале года не произошло изменений к лучшему: мы идем хуже, чем в 2024-м. И март пока не предвещает всплесков.

— Как на эту ситуацию реагируют китайские автопроизводители, которые наводнили Россию, и представлены в вашем дилерском портфеле?

— Китайским брендам тоже важна партнерская сеть. Они понимают проблему и потребителя, и дилера, и идут в двух направлениях. Первое — субсидируют ставку, но это работает вдолгую. Второе — субсидируют наши склады. Очень многие бренды, например, Changan, дают бесплатный двухмесячный факторинг, то есть этот период автомобили стоят бесплатно, мы не платим за них проценты. Единственный способ выживать сейчас — это высокая оборачиваемость, то есть надо как можно быстрее продать автомобиль. Другого способа при данных ставках нет.

— Выигрывает ли при этом покупатель?

— Условно, да, но при высоких ставках спрос все равно не растет. Если мы будем говорить о ставках для покупателя, у Geely есть под 9%, у Chery — от 7%. Каждый производитель делает маркетинговые ставки, и они не такие страшные — 7, 8, 9, 12, 16%. Но это не 28%, как в пробеге, — чистая банковская ставка без субсидий.

Фото: «Базис Моторс»

При этом сейчас на рынке адекватные цены. Да, потребитель держит деньги на депозите, но если посмотреть на ситуацию шире, то инфляция и рост цен на автомобили «съедят» больше, чем он заработает на ставке. То, что капает на вкладе, не перекроет удорожание машин. Сейчас рынок в целом выгоден для покупателей: дилеры понимают ситуацию, конкуренция высокая, и чтобы не терять темпы продаж, они делятся маржой с клиентами.

— Для России это не первый кризис, в том числе и в автомобильной отрасли. Но отличается ли он в автобизнесе чем-то от предыдущих?

— Я считаю, что это уникальная ситуация для рынка — это удар с двух сторон: и рост цен, и высокая ключевая ставка. В России еще не было такой ситуации. Раньше, как правило, был резкий рост цен на автомобили, но рынок к этому привыкал. И всегда были дешевые кредиты для бизнеса: под 10, 12%, благодаря этому можно было поддержать склады. А сейчас автомобили нельзя держать долго, так как каждый месяц «съедает» деньги.

— Как меняли стратегию китайские автопроизводители, когда заходили в Россию с новыми брендами? Рынок за эти три года изменился?

— Как пример — бренды Kaiyi, BAIC. Год назад дилеры заполнили склады автомобилями стоимостью около 2 млн руб., а большого спроса нет, потому что импортер не вкладывается в развитие бренда и не создает интереса к нему. У дилеров склады заполнены, а производитель через какое-то время начинает эти же автомобили привозить по 1 млн руб. А что делать с теми, которые мы приобрели за 2 млн руб.? Это демпинг. И почти все китайские производители в начале пути поступали так. А то, что дилер не может продать, это уже только его проблемы.

— Президент Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Алексей Подщеколдин в начале 2025 года предрек, что 10% дилерских центров китайских брендов уйдут с рынка. Вы согласны с этим?

— Уход дилерского предприятия с каким-либо брендом зависит от множества факторов. Это внутренние проблемы, например, с финансированием, и внешние — непопулярный бренд. Если это совпало, то процесс закрытия ускоряется. Я считаю, что уйдут более 10% брендов, потому что рынок плотный, зашло очень много производителей. По заявлениям производителей, в 2024 году планировалось продать 3 млн автомобилей, а получилось в два раза меньше. Сейчас, по большому счету, работают четыре производителя (Chery, Geely, Haval, Changan — Прим. ред.), они и составляют основу. Есть что-то нишевое. Например, Exeed, Tank, которые заняли свою долю рынка, потому что это относительно люксовые внедорожники. А остальные бренды — в них можно верить, но места для них не осталось.

— На ваш взгляд, для Тюмени три дилера на один китайский бренд — это много? И есть ли риск, что кто-то из них должен уйти?

— У Chery четыре дилера, но бренду это пока не мешает. Да, риск есть, что кто-то должен уйти. Если дилерское предприятие не дает прибыли, то кому интересен такой бизнес? А если он генерирует убытки, то он точно никому не нужен. Сейчас весь автомобильный бизнес испытывает трудности. Удержится тот, кто быстрее оптимизировался, чтобы находиться «в нуле» — потому что я не верю, что у кого-то сейчас есть доходность. Но положение «в нуле» позволяет ждать, когда рынок «потеплеет», и начать зарабатывать. У кого нет запасов прочности, тот будет закрывать дилерский центр.

Фото: «Базис Моторс»

Вот наглядный пример с суббрендом Chery — Jetour, у которого есть свой суббренд Soueast. Хорошие машины, полноприводные, большие, но маленький бренд. В Тюмени дали одновременно три дилерства, в итоге открылось только одно. Рынок, может, и готов к новому бренду, но троим тут делать точно нечего. Однако автопроизводители не обращают на это внимания и готовы предоставлять дилерство. Но если ты как дилер не справляешься, это твои проблемы — выживет сильнейший. Европейцы, японцы, корейцы, если не учитывать ситуацию с уходом с рынка из-за санкций, ведут себя иначе. Если они подписали партнерское соглашение, они ведут себя как партнеры. Они помогают тебе в том, чтобы твой бизнес был успешным.

— Если говорить о старых брендах, то, как вы считаете, вернутся ли они на фоне улучшения геополитической ситуации?

— Это зависит от нашего правительства. Оно принимает решение, как это будет происходить: например, вернут ли производителям заводы? Может быть, сами автопроизводители не захотят: для многих из них мы не самый большой рынок. Для каких-то брендов мы были ключевыми: например, для ŠKODA. Но для той же Toyota нет. Многие говорят, что вернутся знакомые нам Hyundai, Toyota, но вопрос: если это произойдет, то сколько они будут стоить? Дорого. Условно, автомобиль, который до 2022 года стоило 1 млн руб., теперь привезут за 4 млн руб. Оправдаются ли в этом случае наши ожидания? Спрос на старые бренды уже охлажден, и потому у китайских компаний большой карт-бланш. Они не просто заняли рынок, а делают это с невероятной скоростью. Китайские бренды развиваются стремительно, их модельный ряд обновляется едва ли не быстрее, чем у европейцев, а технологии и уровень оснащения уже перестают уступать. Прошло два года, как мы живем только с китайскими марками, и данные продаж говорят сами за себя: россияне все меньше относятся к ним со скепсисом.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 5 декабря
EUR ЦБ: 89,9 (-0,69)
Инвестиции, 09:21
Курс доллара на 5 декабря
USD ЦБ: 76,97 (-0,99)
Инвестиции, 09:21
Все новости Тюмень
Сколько Узбекистан зарабатывает на экспорте лимонов РБК и РЭЦ, 09:33
Что такое новый идеальный портфель инвестора и как его собратьПодписка на РБК, 09:23
Почему не все компании зарабатывают на больших массивах данных РБК и PostgresPro, 09:21
Путин возложил венок к мемориалу Махатмы Ганди Политика, 09:20
В Кремле рассказали об ожидании реакции США на встречу Путина и Уиткоффа Политика, 09:14
Путин и Моди начали переговоры в Нью-Дели. Трансляция Политика, 09:03
4 отрасли, где применяются большие языковые модели РБК и GigaChat, 09:00
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Как убедить клиента купить IT-решение — 6 приемов и готовые фразыПодписка на РБК, 08:56
В США компанию оштрафовали на $7 млн из-за санкций против Дерипаски Политика, 08:53
Умер актер из Mortal Combat и сериала «Человек в высоком замке» Общество, 08:52
Чешский миллиардер отказался от главного актива ради поста премьера Политика, 08:43
Что такое IPO и зачем компании выходить на Московскую биржу #всенабиржу!, 08:30
Над регионами России за ночь перехватили 41 дрон Политика, 08:26
Два тренда в спорах по корпоративным опционам. КейсыПодписка на РБК, 08:25