Тюменские бренды одежды нарастили продажи и начали масштабировать бизнес

Уход с российского рынка западных брендов одежды в 2023 году спровоцировал рост и появление новых локальных марок. Представители отрасли отмечали, что фэшн-блогеры поддерживали отечественных производителей, предлагая бесплатное продвижение и сотрудничество. Это в свою очередь спровоцировало приток покупателей и увеличение продаж. О том, как изменилась отрасль, предпочтения потребителей и доходы местных производителей, РБК Тюмень рассказали владельцы тюменских брендов.
Основательница бренда Black Sisterz Алла Торосян отмечает: российский рынок сейчас находится в процессе трансформации, он становится более ориентированным на внутреннее производство.
«Мы наблюдаем рост локального производства в различных секторах — от одежды и продуктов питания до бытовой техники. Отношение покупателей к отечественным маркам претерпевает значительные изменения в лучшую сторону. Отечественные марки активно продвигают свои бренды, подчеркивая их уникальность, экологичность и социальную ответственность», — поделилась дизайнер.
И все же, по словам основательницы бренда Monrêve Ксении Ранецкой, рост отечественных брендов в 2024 году замедлился, а некоторые начинают закрываться. Дизайнер отмечает, что эта тенденция будет продолжаться, так как увеличился порог входа в индустрию, а покупатели стали более избирательными и рациональными в тратах. Несмотря на это, выручка Monrêve в 2024 году выросла на половину в сравнении с 2023 годом, когда удалось заработать 40 млн руб. (в 2022 году — 20 млн руб.).
«Мы приросли в выручке на 50%, но чистая прибыль выросла меньше. На это повлияли рост фонда оплаты труда и значительное увеличение доли маркетинговых расходов. Ценовая политика нашего бренда не изменилась», — пояснила Ксения Ранецкая.
Одной из сложностей отрасли остается дефицит кадров. Виктор Шевченко, сооснователь швейного производства «Самшит», член комитет легкой промышленности при Торгово-промышленной палате региона, рассказал, что наиболее острым он был в 2023 году: весной количество вакансий увеличилось на 54% по сравнению с предыдущим сезоном. Самыми востребованными у локальных брендов стали квалифицированные швеи. По словам Анастасии Семеновой, создательницы бренда Asya Semyonova, это обусловлено отсутствием обучающей базы для профильных специалистов и крупных швейных предприятий. По ее мнению, преодолеть проблему можно за счет распределения работы между партнерскими фабриками в других городах. Некоторые бренды уже пошли по этому пути. Например, выпуск продукции Monrêve стал размещаться на сторонних производствах в России и Китае.
Дизайнеры, которым удалось закрепиться на тюменском рынке, масштабируют бизнес. В 2024 году у бренда Asya Semenova появился флагманский магазин в Тюмени и офлайн точка в Москве. Бренд поддерживает ежегодный прирост в продажах на 40-45%.
«Российской рынок, на мой взгляд, привык и полюбил наши бренды, и это связано не просто с отсутствием конкуренции из-за ухода зарубежных брендов, ведь внутри отрасли конкуренция все равно высокая, но и с более качественным продуктом, интересным позиционированием, историей и индивидуальным подходом к покупателю», — резюмировала Анастасия Семенова.
Ксения Ранецкая планирует в ноябре 2025 года открыть офлайн-точку бренда в московском ТЦ «Цветной», а также добавить новые линейки одежды, которые будут производиться в Китае. Алла Торосян тоже планирует расширить географию присутствия бренда, увеличить линейку экологичных материалов и внедрить принципы замкнутого цикла производства.
«Кроме того, представители тюменского бизнеса провели переговоры с индийскими компаниями о поставках текстиля, что может стать первым шагом на пути к международной экспансии. Таким образом, наблюдается четкий тренд на масштабирование и диверсификацию рынков сбыта», — отметил Виктор Шевченко.
В феврале 2025 года на фоне проведения переговоров между Россией и США некоторые западные компании объявили о желании вернуться на российский рынок. Однако, по информации представителей тюменских торговых центров, свободных площадей для магазинов ушедших брендов сейчас нет.