Почему тюменский бизнес не спешит русифицировать товарные знаки и вывески
С 1 марта 2026 года вступит в силу закон о защите русского языка. Вывески, таблички, указатели, надписи вроде «sale», «coffee» и «open» должны быть на русском языке. При это использовать иностранные слова допустимо, но только при равнозначном оформлении на русском. Однако тюменский бизнес не спешит менять вывески. О причинах этого РБК Тюмень рассказали эксперты и участники рынка.
По данным аналитиков платформы «Онлайн патент», за первое полугодие 2025 года в Тюменской области было зарегистрировано на 54% меньше товарных знаков, чем в аналогичном периоде прошлого года. Общее количество заявок на регистрацию в регионе снизилось с 392 до 179. На оформление на кириллице их стало меньше на 62% (88), а на латинице — на 50% (70). Аналитики отметили, что тенденция является общей для всей страны и обусловлена объективной ситуацией в экономике.
«Замена потребует значительных затрат»
Гедиректор коммуникационного агентства PR Partner Инна Анисимова подчеркнула, что новые законодательные нормы призваны унифицировать оформление витрин и табличек, но при этом не требуют полного отказа от иностранных надписей. Она подчеркивает: изменения не затрагивают исторические названия, зарегистрированные товарные знаки: например Nike или Samsung. Это же касается дипломатических миссий и международных спортивных организаций.
«Однако если название бизнеса не является товарным знаком, то оно должно быть переведено на русский, иначе предпринимателю грозят предписания и штрафы. Закон пытается найти баланс между поддержкой государственного языка и интересами бизнеса, но его реализация может вызвать сложности. Замена вывесок потребует значительных затрат. Кроме того, многие компании столкнутся с необходимостью пересмотра фирменного стиля, который годами ассоциировался у потребителей с определенными шрифтами, цветовой палитрой и графическими элементами. Чтобы минимизировать риски, рекомендуется провести аудит и определить, какие элементы можно адаптировать без ущерба для их узнаваемости», — отмечает Инна Анисимова.
Основатель креативного агентства FOL’GA Дмитрий Петрулев связывает текущую динамику регистрации заявок с тем, что большинство компаний не спешат регистрировать новые товарные знаки, пока перспектива штрафов не столь близка. Еще одним аргументом является необходимость сохранения узнаваемости на международном рынке для некоторых компаний.
Во сколько бизнесу обойдется русификация
По мнению основателя рекламного агентства Oganov.Digital Максима Оганова, пик спроса на ребрендинг и смену вывесок еще впереди и, скорее всего, придется на конец 2025 года.
«По данным рекламных производителей, плоская вывеска из ПВХ или алюминиевого композита стоит от 1,6 тыс. руб. за кв./м, а объемные буквы — от 59 руб. за см. Монтаж и демонтаж добавляют от 2 до 7 тыс. руб. за квадратный метр — точная цифра зависит от условий и высоты. Могут потребоваться спецтехника и альпинисты, а это удваивает расходы», — рассказал Оганов.
По его словам, примерный диапазон затрат для малого бизнеса за одну-две вывески или таблички — от 50 до 200 тыс. руб. Средний бизнес, имеющий несколько точек, внутренние указатели и баннеры, потратит от 500 тыс. до 5 млн руб. Это с учетом дизайна, печати, монтажа, унификации фирменного стиля. Расходы крупных федеральных сетей с сотнями точек составят от 20 до 50 млн руб.
В региональном центре инжиниринга (РЦИ) АНО «Агентство инноваций» сообщили, что помогают тюменским предпринимателям в регистрации собственного товарного знака. Специалисты готовы сопроводить весь процесс, связанный с подготовкой документов и подачей заявки в Роспатент. Кроме того, для малого и среднего бизнеса Тюменской области доступны льготные условия: предприниматель оплатит 50% от стоимости услуги, остальную часть суммы профинансирует РЦИ. Однако количество заявок ограничено.
Сколько составит штраф
За нарушение нового закона физическим лицам (собственникам бизнеса без статуса ИП) грозит штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб.
Для ИП и должностных лиц — от 100 тыс. до 300 тыс. руб.
Для юрлиц — от 5 тыс. до 10 тыс. руб., если на вывеске не будет продублирована информация на русском языке.
Штраф от 100 тыс. до 500 тыс. руб. предусмотрен, если рекламируются жилые комплексы, торговые центры и другие объекты с иностранными названиями.
Глава Роспатента Юрий Зубов заявлял, что в ближайшие годы доля русскоязычных брендов будет расти. По его словам, уже сейчас многие компании стремятся регистрировать бренды одновременно на кириллице и латинице, чтобы уверенно продвигаться на рынках Евразии и дружественных государств.

