Рейтинг «ЮТэйр» рухнул до очень низкого
Оценка экспертов изменилась по всем облигационным займам испытывающего проблемы авиагиганта (БО-06, БО-07, БО-08, БО-09, БО-10, БО-11, БО-12, БО-13, БО-16), а не только по тем, по которым на минувшей неделе был объявлен технический дефолт (БО-09 и БО-10). Стоит добавить, что ранее у компаний и облигационных займов действовал рейтинг А+ (очень высокий уровень кредитоспособности). Поводом для такой резкой корректировки стал указанный случай. Объем неисполненных по облигациям обязательств составил 2,7 млрд рублей. Для выхода из этой ситуации организации понадобился внешний консультант, в качестве которого был выбран Райффайзенбанк. «Эксперт РА» подчеркивает, что будет следить за развитием ситуации.
«Ранее «ЮТэйр» в срок проходил оферты и осуществлял купонные выплаты. Успешное обслуживание долга во многом было обусловлено наличием поддержки со стороны собственника – НПФ Сургутнефтегаз, который предоставлял компании доступ к запасу ликвидности фонда, что мы выделяли в качестве фактора поддержки. Возникшие у компании проблемы с ликвидностью отражают недостаточное желание собственника оказывать финансовую помощь. Мы рассматриваем это в качестве крайне негативного фактора», - заявил директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Павел Митрофанов.
В агентстве отмечают целый ряд факторов, которые тянут компанию вниз: кризисное состояние отрасли, высокий уровень долговой нагрузки «ЮТэйра», высокая доля дебиторской задолженности в структуре активов, низкий уровень достаточности капитала.
Вместе с тем, остаются факторы, которые, по мнению экспертов, еще оказывают на развитие компании позитивное влияние. Среди таковых выделяется: ведущие рыночные позиции, высокий уровень страховой защиты и информационной прозрачности, низкая доля крупнейших контрагентов в структуре выручки и себестоимости по итогам 2013 года, высокий уровень диверсификации и широкая география деятельности.
Ранее финансовые аналитики заявляли РБК Тюмень, что дефолт по облигациям, выпущенным «ЮТэйр-Финанс» в 2012 году, не должен вылиться в банкротство «ЮТэйра». «Рассматривая предыдущие случаи, когда компании уходили с рынка, нужно отметить, что были другие предпосылки, связанные с затруднениями в самом операционном процессе: задерживались рейсы, были неурегулированные задолженности с поставщиками. У «ЮТэйра» сбоев в самом операционном процессе, насколько я знаю, пока не наблюдается», - пояснял РБК Тюмень генеральный директор инвестиционной компании «Благодать секьюритиз» Всеволод Чащин.
Перевозчик находится в сложном финансовом состоянии и сокращает расходы. По ранее озвученным данным долговая нагрузка компании превышает 70 млрд рублей. Экономить «ЮТэйр» намерен с помощью сокращения штата (работу потеряют 800 человек), а также уменьшения количества маршрутов. Помимо этого, пока будет заморожена программа модернизации флота.
По данным «Эксперт РА» на 30 сентября, активы ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» находились на уровне 95,3 млрд рублей, капитал – 2,9 млрд рублей, выручка по итогам 2013 года составила 73,7 млрд рублей, чистая прибыль – 327 млн. рублей.