Уход пенсионеров: почему перевозчики не могут закрыть дефицит водителей

Дефицит кадров фиксируется во многих отраслях. Однако в сфере перевозок общественным транспортом он выражен наиболее ярко. Нехватка водителей и кондукторов ведет к срыву автобусных рейсов. Проблема охватывает многие регионы России, в том числе Тюменскую область. Несмотря на то, что за последние несколько месяцев некоторым перевозчикам удалось сократить дефицит кадров, эта проблема остается острой. О том, как обстоит ситуация с подбором водителей автобусов, РБК Тюмень рассказали игроки рынка.
По словам генерального директора АО «ТПАТП № 1» Романа Шулепова, за последние четыре месяца 2024 г. дефицит водителей автобусов удалось сократить на 19%. По информации на конец декабря, в компании было открыто 163 вакансии для этих работников, для кондукторов — 207. Дополнительно компания проводит обучение людей, которые после получения нужной категории прав и стажировки пополняют штат.
Индивидуальный предприниматель Сергей Шулепов, с которым был заключен контракт на осуществление перевозок по маршрутам №№ 5, 21, 41, 44, 50 и 138, рассказал, что в 1-1,5 месяца приходят трудоустраиваться около 1-2 человек, что очень мало. Предприниматель считает, что дефицит кадров влияет в том числе на срывы автобусных рейсов, на которые регулярно жаловались тюменцы.
«На мой взгляд, основными причинами дефицита кадров в сфере перевозок пассажиров являются высокая конкуренция со стороны других отраслей, неудовлетворенность заработной платой, тяжесть трудового процесса, низкий престиж профессии. Также влияет устаревание кадров: уход из профессии работников пенсионного возраста при отсутствии более молодых водителей, способных заменить уходящих. Процесс получения водительских прав нужной категории требует времени и финансовых затрат, на которые молодые люди зачастую не готовы идти», — уточнил Роман Шулепов.
Решить проблему в этой отрасли не помогает и привлечение мигрантов из стран ЕАС, хотя, например, «ТПАТП № 1» работает исключительно с гражданами РФ. Но другие перевозчики готовы их трудоустраивать. Однако, по словам Сергея Шулепова, в 2024 г. из-за падения рубля по отношению к валюте стран СНГ граждане иностранных государств предпочитают ехать работать водителями в Европу, где им готовы платить от 2,5 тыс. евро.
В компании «Автолинии», обслуживающей маршруты №№ 37, 37д, 45, 51, 51д, 52, 73, 129к, в качестве водителей работают граждане из Киргизии, Белоруссии и Казахстана. Но это не позволяет восполнить дефицит.
«В общем объеме сотрудников они единичны. Есть пассажиры, которые негативно настроены на граждан иностранных государств. Благо у нас в государстве это еще не запрещено. И люди пишут посты в соцсетях, что надо запретить мигрантам работать на пассажирских перевозках. Если это случится, то ситуация станет в разы хуже. И тогда человеку, писавшему этот пост, вероятно станет сложнее доехать до работы», — рассказали представители ООО «Автолинии».
Как считает Максим Долматов, директор по учебной части тюменской автошколы «Главная дорога», дефицит кадров в сфере водителей городских автобусов способствует высокой аварийности на дорогах, ведь из-за нехватки персонала график водителей становится ненормированным.
В этом году власти предприняли несколько мер для улучшения перевозок общественным транспортом. Так, зарплата для водителей автобусов была увеличена на 49%, достигнув 85 тыс. руб. Также расширили пакет социальных льгот: например, водители имеют право на получения муниципального жилья. Дополнительно была закуплена новая партия автобусов, оснащенная валидаторами.