Илья Зотов рассказал, как в Тюмени улучшить транспортную инфраструктуру

23 июня Тюмень с рабочим визитом посетил заместитель председателя Общественного совета при Минтрансе России по взаимодействию с регионами Илья Зотов. В рамках поездок он выявляет позитивные практики, чтобы в дальнейшем их могли применить другие регионы. Также общественник определяет проблемные точки, для устранения которых в дальнейшем разрабатываются новые законы и готовятся нормативные решения. В интервью РБК Тюмень Илья Зотов рассказал, что ему удалось обсудить с мэром города Максимом Афанасьевым, выделил минусы в работе тюменских вокзалов и аэропорта и отметил успешное применение новых технологий в транспортной инфраструктуре.
Общественный транспорт
— Транспортная инфраструктура Тюмени постоянно развивается. Какие позитивные моменты можете отметить в нашем городе?
— Среди интересного, что сегодня увидел, это платформа ИТС (интеллектуальная транспортная система), которая позволяет управлять региональными перевозками, видеть движение транспортных средств, понимать, как выполняется расписание и другие аспекты. Обычно это устроено хаотично и нет никакого контроля за этой системой. В Тюмени она хорошо работает, и этот опыт можно транслировать другим регионам.
Если говорить про общественный транспорт, меня обрадовало состояние подвижного состава, средний срок которого порядка 5 лет. Да, можно лучше, но и это очень хорошо. Опрятный подвижной состав, в основном большого класса. Среди минусов, и это обозначил на встрече с главой города Максимом Афанасьевым, что подвижной состав частных компаний грязный. Также тюменцев волнует вопрос времени работы подвижного состава, некоторые маршруты ходят только до 20:00. Я думаю, что в ближайшее время город перейдет к системным решения и по этому вопросу. Мне кажется, это достаточно правильная модель, когда перевозчик получает долгосрочный контракт: он понимает, как планировать закупку, как он будет работать. Но важно, чтобы контракт был эффективно рассчитан. Для этого должна быть эффективная маршрутная сеть, которая учитывает новую застройку и интересы всех жителей города, а не отдает предпочтение центру. Для этого необходимы качественные документы транспортного планирования, чтобы эффективно расходовался каждый рубль.
— В тюменских автобусах начали вводить валидаторы. Как оцениваете это новшество и приведет ли оно к сокращению кондукторов?
— Если взять для примера Санкт-Петербург — не самый лучший город для рекомендаций в части транспорта, но там 90% пассажиров оплачивают проезд через терминалы, при этом в автобусах есть контролеры, которые проверяют оплату. Сегодня в Тюмени ехал на маршруте № 25, оплачивал тоже через терминал, кондуктор увидела и никаких вопросов ко мне не возникло. Поэтому постепенно от кондукторов город будет отвыкать, сокращать их количество. При этом важно повышать штрафные меры для безбилетников, необходимо сформировать правильную работу в этой части, чтобы люди могли просто и удобно оплачивать, а для тех, кто не делает этого, действовали жесткие штрафы. Сейчас, если я не ошибаюсь, он составляет порядка 100 руб. Здесь надо посмотреть на город Пермь, где штраф — 2,5 тыс. руб. Во всех городах, в том числе в Москве, штрафы за безбилетный проезд больше, чем в Тюмени.
При этом подчеркну: не должно быть цели избавиться от кондукторов, должна быть цель — повысить эффективность перевозок. Кондукторы зачастую не успевают всех «обилетить». Они работают в ужасающих условиях, это сотрудники, которые получают невысокую зарплату, но вынуждены все время быть на ногах, где-то спорить, ведь пассажиры тоже бывают разные и кто-то может нахамить. Я не говорю, что кондукторов надо уволить и оставить без работы, они могут перейти на позицию контролера.
— В Тюмени наблюдается дефицит кадров в общественном транспорте. Какие есть пути решения этой проблемы?
— Дефицит кадров есть во всех отраслях. Тюмень ищет решения, и меня познакомили с ними. Вместе мы выработали ряд предложений в части того, чтобы студенты профильных колледжей в возрасте 19 лет могли получить категории прав для работы на автотранспортном предприятии.
Сейчас это можно делать с 21 года, но есть исключения при направлении военкомата — в этом случае можно с 19 лет. Мы хотим в эту категорию внести и студентов, которые обучаются в автотранспортных колледжах. Они, по сути, получат дополнительную профессию и смогут работать на предприятии. Это сотни человек дополнительно и, возможно, это станет одним из решений. В ряде регионов принимается программа по льготной ипотеке для водителей, в Ростовской области она уже запущена. Сейчас в Тюмени водителям предоставляют жилые помещения, субсидии на возмещение затрат на обучение детей и так далее.
Вокзалы, самокаты, парковки
— Вы проехали на общественном транспорте, посмотрели город — что еще можете отметить?
— Заметил у частных перевозчиков неработающие кондиционеры, грязный подвижной состав, не весь, но на некоторых маршрутах встречаются. Не везде есть визуальная информация для слабослышащих людей. Звуковая информация присутствует, но я не ездил на всех маршрутах, успел только на пяти, поэтому наверняка есть исключения.
Также среди негативных моментов — состояние железнодорожного вокзала. Лестницы для выходов на платформы не совсем удобные, а лифты не справляются с потоком, надо точно делать эскалатор для удобства пассажиров. Не все люди помещаются в лифт, скапливаются очереди. Второй момент — пешеходный мост через железнодорожные пути, его состояние печальное. Например, невозможно пользоваться пандусом. Вся инфраструктура должна быть доступна как людям с ограниченными возможностями, так и мамам с колясками, никто не должен испытывать дискомфорта.
Что отмечу по аэропорту: хаотичная парковка, не совсем понятная навигация. Когда прилетели, нас держали толпой, выпускали через одну узкую дверь. Можно было открыть две, чтобы выпустить пассажиров. Уже строится терминал, и это масштабный проект, но это не означает, что сейчас люди не должны получать все условия. Можно сделать на территории дополнительную навигацию, удобные точки посадки, куда конкретно подъедет машина. А я даже не сразу смог вызвать такси, потому что некоторые водители отказываются заезжать, так как есть определенные условия въезда в аэропорт.
Посетил автовокзал. Раньше было много жалоб по грязи, запахам, отсутствию туалета, вот сейчас все исправили, и изменения видны. В туалет свободный доступ — никакой оплаты, запахов нет, чисто и опрятно. Возможно, это только сейчас. В целом сильных отличий от других автовокзалов страны нет.
— В Тюмени, как и во многих других городах, есть проблемы с самокатами, из-за этого сейчас вводятся различные ограничения. Как вы думаете, как можно улучшить работу в этой сфере?
— Я несколько раз в месяц пользуюсь самокатом, для меня это транспортный сценарий. То есть это не просто покататься, а способ добраться из точки А в точку Б. Здесь есть две проблемы. Первая — дети, которые пользуются арендными самокатами, ее надо решать за счет идентификации пользователя. Дети до 18 лет не должны пользоваться этими сервисами, где есть существенная опасность для них и риски для окружающих, а осознание тяжести последствий не всегда есть.
Вторая — это инфраструктура. Десять из десяти пешеходов, по нашим опросам, которые жалуются на самокаты, будут не против, если сделать отдельную инфраструктуру для СИМ и разделить потоки. Сейчас людей раздражает то, что приходится оборачиваться, смотреть по сторонам, и это действительно не очень приятно. Я за то, чтобы были все виды мобильности в городе, но чтобы существовали понятные правила для работы сервисов. Мы можем признать, что самокаты есть и будут в нашей жизни, и создать такие условия, чтобы те, кто не хочет с ними сталкиваться, с ними не пересекались, но те, кто пользуется, имели возможность арендовать их в любое время суток. В стране самокаты работают пять лет, и число их пользователей с первого года проката выросло в 17 раз — до 25 млн. Мы не можем закрывать глаза на такое количество людей, которым это нужно, поэтому важно создавать безопасную инфраструктуру.
Я абсолютно уверен, что самокаты позволят решить проблему пробок. Порядка 10% тех, кто пользуется машиной, на короткие расстояния до 3-4 км могут ездить на самокате, когда они увидят, что это комфортно, безопасно и удобно.
Поэтому должны быть единые правила регистрации самокатов — и частных, и арендных. Тем более есть какой момент: мы можем контролировать сервисы, запрещать им работать в парке и ограничивать скорость, но частные мы не ограничиваем. Глава города Максим Афанасьев понимает эту проблему, и в этой части мы можем вместе начать работать. Это очень глобальная история, она касается всей страны.
— У нас активно расширяется зона платного парковочного пространства. Как можете оценить ее?
— Некоторые люди жалуются на хаотично брошенные самокаты, но и с автомобилями история похожая. Я проехал по нескольким улицам и увидел машины, припаркованные на газонах, тротуарах. Эвакуаторы, как я понимаю, не справляются. Мы не должны подходить к брошенным СИМ по-особому, а к авто по-другому. Должно быть единое правило — в городе не должно быть брошенного транспорта. Необходимы штрафы, эвакуация. От парковочной политики я не увидел серьезных результатов, потому что количество автомобилистов запредельное. Это говорит о том, что общественному транспорту надо активно развиваться. Не получится насильно пересадить людей в автобусы: надо создать комфортный общественный транспорт, чтобы горожане понимали, что это гораздо быстрее, удобнее и экономичнее. Пока это не так, будет происходить наращивание автомобилизации.
— Какой совет хотели бы дать Тюмени?
— В Тюмени среди сильных сторон благоустройство. Хорошо и чисто выглядят улицы, и в целом это комфортный город. И этот комфорт нужно перенести на транспортную инфраструктуру, то есть проверить доступность остановочных павильонов, логичность маршрутов на различных видах транспорта, приехать в аэропорт и посмотреть, как он работает. Мне не хватило на остановках маршрутных схем, а благоустройство города сильно разнится с объектами транспортной инфраструктуры: автовокзал не совсем уютный и жд-вокзал с огромным количеством досмотровых мероприятий.
— Вы много ездите по стране, какие города можете отметить, куда бы вы посоветовали съездить?
— После Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода (в этих городах многие были), я бы порекомендовал поехать посмотреть Калининград, Тюмень и Владивосток. Тюмень мне нравится, я был два раза приезжал в Покровское в известный музей Григория Распутина: это так интересно, что я приехал еще раз. В Тюмени спокойно и безопасно на улицах, развивается индустрия гостеприимства и благоустройство, но при этом тихо. Но это не означает, что уже все сделано, здесь тоже есть направления для роста, чтобы тюменцам было комфортно жить.