Оператор нацпроекта в Тюмени провел торги на 150 миллионов
У «Тюменского экологического объединения» (единый регоператор Тюменской области по обращению с ТКО) с марта 2019 года купили более 20 тыс. тонн мусора. Куда отправляются тюменские отходы на переработку, какие виды вторсырья востребованы у бизнеса, а с какими фракциями есть сложности при продаже, и почему компаниям нужно перепрофилироваться, в интервью РБК Тюмень рассказала начальник отдела продажи вторичного сырья «ТЭО» Татьяна Попова.
— Татьяна Владимировна, на днях прошли очередные торги по реализации вторичного сырья. Что продали и на какую сумму?
— Торги проходят регулярно, практически в ежедневном режиме. В этот раз реализовали отходы полиэтилентерефталата (ПЭТ) на сумму чуть более 15 млн рублей.
— Какая общая сумма выручки с момента старта продаж?
— С начала продаж вторсырья — март 2019 года — компания реализовала порядка 21 тыс. тонн отходов (ПЭТ, черный и цветной металлолом, картон, стекло, пленочная группа). Выручка составила около 150 млн рублей. Продажи проходят регулярно, спрос на вторсырье есть, объемы продаж растут.
— Какая на сегодня география сбыта?
— Это тюменские компании, предприятия Омской, Челябинской областей. Есть покупатели из Москвы, Волгограда, Самары, Владимирской области. География большая.
— Почему решили продавать вторсырье на электронной торговой площадке (ЭТП)?
— Во-первых, площадка обеспечивает максимальную стоимость товара, потому что это конкурентные торги, конкурентная среда. Во-вторых, это публичность. Наша компания полностью открыта. Любой сторонний наблюдатель, если у него есть интерес, может узнать всю информацию про предложение (что за сырье, кто основные покупатели, условия договора). В-третьих, удобство площадки, которая максимально информирует клиента. Большинство переработчиков России присутствуют на таких площадках и видят наши предложения.
— Был ли у компании ранее опыт работы на ЭТП?
— Корпоративные продажи ранее не осуществлялись. Опыт первый и он прошел успешно.
— Татьяна Владимировна, в чем преимущества такого способа продажи?
— Площадка соответствует всем требованиям российского законодательства. Это подстраховывает и нас, и клиентов. Кроме этого, полностью автоматизированный процесс продаж. Работа идет в электронном виде, есть электронные подписи у клиентов, которыми они заверяют документы. Регистрация и участие покупателей в торгах абсолютно бесплатна и проста. Площадка прозрачна и открыта, имеет высокий уровень конкуренции. Нареканий к площадке нет, она дает большие возможности.
— Были ли какие-то сложности при проведении аукционов?
— Знаете, прежде чем запустить аукцион, мы проводим предварительную проверку компаний. Проверяем документы, решаем вопросы еще на стадии формирования торгов. Обычно у аукционов длительный период размещения на площадке и у клиентов есть возможность подготовится к процедуре — запросить документы и разъяснения к ним.
— Вам удалось найти покупателей на все партии или есть сырье, которое сейчас неохотно покупают?
— Большой спрос мы наблюдаем на пластиковую группу сырья и стекло. Но по некоторым категориям существуют сложности. Это связано с тем, что отсутствуют технологии переработки определенного сырья, а за этим уже стоит и низкий спрос со стороны переработчиков. Такое можно наблюдать, например, для позиций поливинилхлорид или многослойные пластики. Не каждая компания может их перерабатывать.
Также трудно найти покупателей на текстиль, пленочную группу отходов (фольгированные, комбинированные, полипропиленовые пленки).
Черный металлолом имеет свою особенность переработки. На мусоросортировочный завод в Тюмени поступают отходы ТКО, а это, в основном, консервные банки, парфюмерно-бытовые флаконы. Такой металлолом низшего сорта и при этом трудоемок в переработке. Нет в близлежащих регионах и переработчиков тетрапака.
— Расскажите про особенности вашей отрасли. Насколько трудно найти покупателя вторсырья?
— Работа по созданию клиенткой базы проводилась заранее, до открытия мусоросортировочного завода. Был проанализирован рынок близлежащих субъектов страны, связывались с крупными переработчиками. Переговоры велись не только с теми, кто закупает и заготавливает сырье, но и с теми, кто производит. Кроме этого, заранее прошло и оповещение большинства клиентов о запуске завода, готовности выпуска сырья на рынок.
На востребованное сырье найти покупателей не сложно. А вот для продажи материалов, которые имеют свои особенности в переработке, нужно скрупулезно работать в поиске, обсуждении технических условий, требований.
— Достаточно ли компаний-переработчиков в России?
— Они есть. Но есть один момент — им нужно быть готовыми модернизировать свои производства. Есть компании, которые готовы вносить изменения, увеличивать свои мощности, тем самым улучшать качество конечного продукта. Интересно, что большинство наших клиентов планируют увеличивать свои мощности для того, чтобы больше сотрудничать с нами.
— Есть ли у вас какие-то требования к покупателям?
— Очень стандартные — платежеспособность компании и соответствие требованиям документации к торгам.
— На ваш взгляд, какие перспективы у рынка продажи вторичного?
— Экологическое состояние в стране требует, чтобы этот рынок развивался. При этом вторичное сырье очень востребовано и имеет выгодную цену. Более того, многие материалы имеют многократное использование, например, ПЭТ. И с каждым годом наименования вторсырья расширяется. Мы видим, что есть компании, которые обратили внимание на бизнес, построенный на вторсырье. Они перепрофилируют производства, меняют направление деятельности. Так что за таким видом предпринимательства — большое будущее.