За «черным понедельником» идет «черный вторник»
Падение мировых рынков накануне повергло финансовую систему в шок. Нефть вернулась по стоимости к уровню кризисного 2008 года, курс рубля обновил минимум 17-летней давности. Сегодня с утра российская валюта отыграла вчерашние потери, но уральские аналитики без оптимизма смотрят на ситуацию в целом.
Биржевые сводки 24 августа войдут в историю мировой экономики. «Черный» понедельник принес с собой обвал на китайских фондовых биржах, нефть марки Brent резко подешевела - до 44 долларов за баррель. Ее стоимость не была такой низкой с 2008 года. Курс рубля официально обновил минимум 1998 года. Доллар превысил отметку в 71 рубль, евро подорожал до 83 рублей.
Правда, после тяжелого для российской валюты понедельника, во вторник рубль начал резко расти по отношению к доллару и евро. В первые минуты открытия торгов Московской биржи американская валюта упала на 1,3 рубля по сравнению с уровнем вчерашнего закрытия торгов. Курс евро опустился сразу на 1,8 рубля.
Тем не менее, финансовые аналитики с большой осторожностью дают прогнозы по поводу будущего российской валюты, стоимости нефти, доллара и евро и говорят о том, что сложная ситуация на мировых рынках усугубится.
Независимый финансовый аналитик Константин Селянин уверен, за «черным понедельником» последует «черный вторник». «Рынки крайне далеки от успокоения и мощных заявлений, которые могли бы повлиять на сложившуюся ситуацию. Вполне возможно, что продолжится падение стоимости нефти и рубля, рост доллара и евро. Скорее всего, оно будет более мягкое, чем вчера, но оно будет», - заявил он РБК Тюмень.
По мнению эксперта, причины вчерашнего дня в том, что финансовый сектор мировой экономики значительно доминирует над всеми остальными, прежде всего над индустриальным.
«Хвост виляет собакой. Финансовый сектор перестал обслуживать сферу промышленности, превратился с самостоятельного игрока, который зачастую управляет всеми секторами. Эта ситуация ненормальная. Мировая финансовая система должна быть кардинальным образом реформирована, но как это сделать – пока не очень понятно. Это и привело к вчерашнему мощному падению рынка. Конечно, предтечей «черного» понедельника были девальвация юаня, замедления темпов роста экономики Китая, малая эффективность антикризисным мер в Европе и Америке. Россия в этой ситуации, к сожалению, показала, что она все больше и больше становится сырьевым придатком мировой экономики. Кто бы, что не говорил, какие бы заявления не делала наша власть, но это так», - отметил Селянин.
Зависимость российского бюджета от экспорта углеводорода за последние годы выросла. Если в 2006 году она была на уровне 50-55%, то в последние годы превысила 70%.
«Главная проблема российской экономики, которая сейчас совершенно обнажилась, в том и заключается: она колоссально зависит от внешних шоков. Мы практически ничего и сделать в этой ситуации не можем. Не можем поднять цену на нефть, не можем повлиять на внешние рынки. Ничего не можем. Нужны структурные реформы, чтобы снизить степень влияния внешних шоков и цен на природные ресурсы на госэкономику», - отмечает аналитик.
Давать прогнозы стоимости барреля нефти г-н Селянин не стал. «В долгосрочной перспективе с нефтью может происходить все что угодно. Это связано с теми пороками мировой экономической системы, когда котировки на нефть определяются в результате биржевых торгов фьючерсными контрактами. Фактически, цена на нефть определяется не ее стоимостью, себестоимостью добычи, ценностью эксплуатации, а некими ожиданиями спекулянтов, брокеров и дилеров, которые продают или покупают контракты на нефть. При этом нужно понимать, что объем этих контрактов многократно превышает объем физической нефти. Ежедневно в мире продается контрактов на нефть с тысячу раз больше, чем ее добывается и потребляется. Это тоже пример того, как хвост виляет собакой», - уточнил он.
Конечно, есть естественные ограничители падения цены. И если она станет настолько низкой, что добыча нефти будет нерентабельной, а многие компании перестанут добывать углеводород или снизят объемы добычи, это скажется на цене, она будет расти. «Но это долгие тренды. Реалии сегодняшнего дня таковы, что делать прогнозы в отношении цены любого актива (нефти, золота, других металлов, доллара, рубля) достаточно проблематично. Финансовая система самоуправляемая и саморегулируемая, не очень понятно по каким законам она функционирует», - посетовал аналитик.
Глава Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Радик Ахметшин отметил, что обвал мировых рынков взаимосвязан. «Если бы не обрушился китайский рынок, то за ним не полетел бы и американский, а, следовательно, и у нас ничего бы не произошло. Все мировые виражи друг на друга сильно влияют», - рассказал он РБК Тюмень.
По словам аналитика, сложившаяся ситуация не однодневная и будет развиваться дальше. «Не думаю, что нефть упадет до 15-20 долларов за баррель. Цена будет крутиться вокруг 40-45 долларов. Надо понимать, что чем ближе осень и зима, тем меньше вероятность, что нефть будет дешеветь (энергопотребление увеличивается). Именно поэтому играть на понижение нефти вряд ли кто-то будет, - отметил Ахметшин. – Сейчас можно ждать еще роста евро и доллара, рубль будет дешеветь. Но это все временно и краткосрочно. Если говорить о валюте, то к концу года доллар будет стоить 55-57 рублей, евро снизится до 65-67 рублей».
При этом эксперты уверены, что населению в этой ситуации паниковать и суетиться не стоит.
Президент Ассоциации кредитных организаций Тюменской области Михаил Микульский отмечает, что при такой волатильности рынка, валютных скачках вверх и вниз, физическое лицо выиграть в данной ситуации не может. «Выигрывает тот, у кого много денег, они могут играть как на понижение, так и на повышение. Обычные граждане, по моему глубокому убеждению, никаких дивидендов от этого не получают. Поэтому нужно расслабиться», - поделился он с РБК Тюмень.
Г-н Микульский уверен, что сложившаяся ситуация временная и пойдет по такому же сценарию, как и в декабре 2014 года. «Помните, был резкий рост курса валют, граждане скупали иностранные деньги в большом количестве, а потом курсы пошли на снижение. Что они делали? Наверное, рвали волосы на голове. Давайте подождем, когда появится основной тренд рынка. Правда, каким он будет сейчас не знает никто», - уточнил он и добавил, что спрогнозировать каким будет курс евро и доллара завтра или через месяц нереально, потому что ситуация в целом непонятная.
«От реальной экономики все давно отошли. Та же самая цена на нефть во многом определяется октябрьскими фьючерсами. И эта стоимость слабо коррелируется с реальными затратами добывающих предприятий, заложенной в эту цену нормой прибыли и т.д.», - поделился Микульский.
Константин Селянин также призывает граждан не паниковать. Главное - держаться за свою работу, становиться хорошим профессионалом, желательно достаточно уникальным. «Это простой и банальный совет, но в такие времена представляется самым правильным. Все остальные советы локальны: думаю, пока стоит придерживаться сбережений в валюте, нежели в рубле, потому что абсолютно непонятно, что будет с рублем. Я с 2011 года советую всем покупать валюту. В период кризиса нужно заботиться о том, чтобы ваши активы были ликвидны, и вы могли их продать без значительной потери их стоимости. Если вы купили недвижимость, то вы ее продадите с огромным дисконтом, рубли - вы также рискуете, потому что они могут продолжать обесцениваться, купили валюту - всегда можете ее продать», - поделился он.
Радик Ахметшин не согласился с коллегой и отметил, что скупать валюту в большом количестве сейчас нет смысла. «Ажиотажа большого, по моим данным, в банках нет, потому что денег нет. Многие граждане обожглись на тех покупках, которые были в декабре и январе. Рисковать снова нет смысла. Я бы рекомендовал 30% своих свободных средств вложить в валюту, может положить их на депозит под 4%», - рассказал эксперт.
По мнению аналитиков Промсвязьбанка, риски резкого спроса на валюту в конце года по-прежнему сохраняются. Вместе с тем, Банк России, по опыту прошлого года, имеет возможность предупредить негативный сценарий. В частности, остается свободный лимит по инструментам предоставления валютной ликвидности в размере порядка 15 млрд долларов.
«В качестве превентивной меры ожидаем от регулятора расширения лимитов и снижение минимальных ставок на еженедельных аукционах валютного РЕПО. В случае нарастания спроса на валюту логичным шагом выглядит повышение совокупного лимита на 10-20 млрд долларов. Вместе с тем, мы не исключаем «мягких» мер capital control. В частности, более пристальное внимание ЦБ к продаже валютной выручки госкомпаниями. В случае ухудшения ситуации на валютном рынке (риск достижения рублем трехзначных значений) данная мера может перейти из «рекомендательной» в «обязательную». При этом более жестких ограничительных мер мы не ждем – вероятность негативных последствий для экономики слишком высока по сравнению с кратковременным ослаблением давления на национальную валюту», - рассказали эксперты банка РБК Тюмень.