Депутаты Госдумы хотят изменить закон «Об электроэнергетике»
Депутат Госдумы РФ, член фракции ЛДПР Владимир Сысоев совместно с коллегами по партии внес на рассмотрение парламента законопроект, предоставляющий региональным властям возможность самостоятельно принимать решение о необходимости введения и сроках введения социальной нормы в регионе, в зависимости от особенностей территориальных электроэнергетических систем, социальных, экономических и других факторов.
Напомним, что с 1 сентября 2013 реализуются пилотные проекты по введению социальной нормы потребления электрической энергии для населения. За электроэнергию, потребляемую сверх данной нормы, тарифы устанавливаются по повышенной ставке. Главная цель эксперимента с соцнормами по электроэнергии — уйти от перекрестного субсидирования, когда невысокие цены на электроэнергию для населения поддерживаются высокими тарифами для предприятий. С 1 июля 2016 года введение социальной нормы потребления электроэнергии будет обязательным для всех субъектов Российской Федерации.
Регионы, где соцнормы уже действуют, демонстрируют их нецелесообразность. В установленный лимит потребления должны укладываться не менее 70% населения. Однако, например, во Владимирской области таковых только 40% (там введен объем соцнормы с учетом предложенной Правительством РФ Методики), а это значит, что более половины жителей оплачивают потребление электричества по высокому тарифу. Из 6 пилотных регионов только 2 региона ввели социальную норму в соответствии с требованиями методики расчета соцнормы. Остальные продлили действующие нормы.
Изначально проект по введению социальной нормы призван поддержать социально незащищенные и небогатые категории граждан. Для небогатых обеспечивается социальный минимум потребления, а рост тарифа в определенной степени перекладывается на состоятельные слои – обладателей больших квартир и домов с немалым количеством бытовой техники и, соответственно, повышенным расходом электроэнергии. Однако изучение данного вопроса показало, что «состоятельные слои» - это работающие люди, проводящие больше времени вне дома, в том числе во время обеденного перерыва, выходных дней, отпуска. В то время как «небогатые категории граждан» чаще находятся дома, тратят энергию на приготовление пищи, стирку, просмотр телевизора и т.д. Получается, что работающие семьи со средним и высоким достатком потребляют в итоге меньше энергии, чем многодетные семьи с достатком ниже среднего. В итоге социальная норма скажется в первую очередь на социально незащищенных слоях населения.
У данного аспекта есть еще один нюанс. Дело в том, что населением в стране потребляется только 10% электроэнергии, в то время как промышленностью – 70%. «В связи с этим возникает резонный вопрос – много ли выиграет экономика, если население станет платить больше? – говорится в пояснительной записке к законопроекту. - Более того, с точки зрения экономической науки, такая система ценообразования считается ценовой дискриминацией второй степени, когда абсолютно один и тот же товар продавец может продавать по различной стоимости. Очевидно, что проводить такую ценовую политику может только монополист, потому как на таких условиях покупатель согласится платить только при полном отсутствии выбора. В связи с этим возникает вопрос – насколько введение социальной нормы соответствует федеральному закону «О защите конкуренции», который прямо запрещает экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом. Федеральным законом введение различных тарифов на электроэнергию не установлено».
Кроме того, есть региональные особенности, которые важно учитывать при введении социальной нормы. Например, Тюменская область является сложносоставным субъектом РФ, в который входят Тюменская область, ХМАО и ЯНАО. На территории Тюменской области (включая автономные округа) установлены единые тарифы для населения, соответственно величина социальной нормы потребления электрической энергии в регионе должна быть одинаковая (средняя по субъекту).
Исходя из особенностей жилищного фонда, специфики электропотребления (на севере области более 60% территории относится к децентрализованной зоне), а также климатических условий северных районов субъекта, потребление электроэнергии населением высокое.
Согласно подсчетам экспертов, минимальная величина социальной нормы потребления электрической энергии населением по Тюменскому региону равна 176 кВт*ч/мес., в том числе: Тюменская область – 148 кВт*ч/мес., ХМАО-Югра – 195 кВт*ч/мес., ЯНАО – 212 кВт*ч/мес. Получается, что для жителей ХМАО и ЯНАО введение социальной нормы будет крайне невыгодно и фактически они будут частично оплачивать электроэнергию, потребленную жителями юга Тюменской области.
Что касается перекрестного субсидирования, то по данным правительства той же Тюменской области рост перекрестного субсидирования за 2016 год, обусловленный ростом сбытовой надбавки (за счет увеличения затрат на администрирование), а также ограничением предельного роста тарифа для населения, увеличится на 1 411 млн. рублей. В тоже время введение социальной нормы потребует изменения процедуры выставления счетов и контроля фактического уровня потребления электроэнергии, а также модифицирования программного обеспечения, что повлечет дополнительные расходы в размере примерно 1,1 млрд. рублей за первый год введения социальной нормы (в Тюменской области, ХМАО – Югре, ЯНАО).
«Экономический эффект от введения социальной нормы может быть значительно ниже, чем затраты на ее введение, а также негативные социальные последствия, связанные с введением социальной нормы и, как следствие, повышением коммунальных платежей, - резюмирует Владимир Сысоев. - Подтверждением тому, что инициатива с переходом к соцнорме электропотребления преждевременная говорит, и тот факт, что ни один регион не обратился в верхнюю палату российского парламента с просьбой о введении социальной нормы».