Китайские производители стали доминантами на тюменском рынке комтранса
Китайские бренды продолжают захватывать российский рынок: если раньше большинство обращало внимание на легковой транспорт, то среди грузовиков, седельных тягачей в России начинают также доминировать китайские бренды.
Российский рынок грузового транспорта захватили китайские бренды
По данным Национального агентства промышленной информации, в первом квартале 2023 года в России было продано 27,1 тыс. грузовиков: 14,5 тыс. (53%) из них китайского производства и только 9,4 тыс. — российского. Годом ранее китайских авто было продано только 9,8%, большую часть составляли отечественные марки.
Директор НАПИ Татьяна Арабаджи на онлайн-конференции, организованной компанией «Авито Спецтехника», отметила, что из-за ухода многих производителей техники из России и нехватки деталей у крупных российских компаний в 2022 году им удалось отчасти восстановить производство грузовиков в первом квартале 2023 года до 14,6 тыс., но это все равно на 16,3% ниже чем годом ранее.
«Цены на новую и подержанную технику, разумеется, выросли, они растут всегда, и в долгосрочном и в среднесрочном тренде они тоже будут расти», — отметила эксперт.
Отечественному «КамАЗу» удалось сохранить лидерство, но количество проданной техники за год упало на 22,1%, тогда как у его ближайшего конкурента — китайского SITRAK — продажи выросли на 10 317%.
Китайская техника стала лучше, но есть сомнения
Между тем эксперты неоднозначно относятся к качеству китайской дорожно-строительной техники. Например, представитель компании Trader Income Дмитрий Мазанов согласен с тем, что производители техники из Поднебесной стали альтернативой ушедшим с российского рынка американским и европейским брендам, но одна из проблем китайской дорожной техники — это качество продукции. Раньше китайские производители страдали от плохой репутации своей техники, однако сейчас они совершенствуют свои технологии, и качество продукции улучшается. Но все же не все модели могут быть одинаково надежными, поэтому следует выбирать технику с проверенной репутацией.
Напротив, старший преподаватель Юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ Кырлан Марчел отмечает, что многие китайские заводы сотрудничают с ушедшими из России именитыми мировыми производителями. Поэтому можно с уверенностью назвать некоторых игроков рынка спецтехники из Китая, на законных основаниях использующих технологии крупных изготовителей.
«Для российского потребителя лучше упомянуть их международно известных «наставников»: например, бренд SDLG — Volvo, Shaanxi — грузовики MAN, HOWO — аналог Scania. Интересующая нас дорожно-строительная техника по китайским брендом SEM принадлежит Caterpillar, а Foton изготавливается по технологиям Daimler», — говорит эксперт.
Как рынок адаптировался к китайской технике
«Еще одна проблема, с которой может столкнуться компания при покупке китайской дорожной техники, — это доступность запчастей и сервисного обслуживания. Не все китайские производители имеют достаточное количество сервисных центров и запасных частей, что может создавать сложности при обслуживании и ремонте техники. Поэтому при выборе китайской дорожной техники стоит обращать внимание на наличие сервисных центров и запасных частей в регионе, где компания находится», — говорит Дмитрий Мазанов.
Тем не менее в Тюмени есть достаточно представителей китайской дорожно-строительной техники.
По словам руководителя направления спецтехники компании «Альфа-Лизинг» Артура Гаспаряна, у нас в регионе есть филиалы крупных дилерских компаний: FNGROUP, «Автодоркомплект», «КОМЕК Машинери», «Русбизнесавто», «СК-Обь», «Техсервис», и др. Следовательно, потребителям ДСТ в области доступен широкий охват предложений: LGCE (ex. SDLG), Liugong, DONGFENG, Sany. Все эти марки являются китайскими.
«Помимо китайских брендов, не стоит забывать и об отечественном производстве. В области, например, есть поставщики российской марки UMG и белорусской "Амкадор"», — отмечает эксперт.
Удастся ли китайцам удовлетворить российский спрос
По мнению экспертов, не все направления восточные производители смогут закрыть. Например, китайским компаниям не очень интересно производство легкового коммерческого транспорта, и этот сегмент проседает в России. По данным НАПИ, рынок новых продаж LCV просел в прошлом году на 35%.
«Были очень популярны Ford Transit, который ушел по понятным причинам, Volkswagen, то есть все европейцы, азиаты. Китай там не был сильно представлен. Проблема у Автоваза с «Ларгусом»: это был достаточно популярный легкий коммерческий автомобиль, но они вынуждены были приостановить производство из-за трудностей с поставкой компонентов. К осени ожидается, что они возобновят его производство», — рассказывает Татьяна Арабаджи.
По ее прогнозу, в 2023 году ситуация в этом сегменте не улучшится. Тем не менее эксперты уверены, что китайская техника все же сыграет позитивную роль для отрасли.
«Пока объем импорта не удовлетворяет всю потребность, но ограничения со стороны Китая сняты, так что ожидаем, что это год будет показательным с точки зрения позиций китайских марок по объему импорта и продаж», — подытожил Артур Гаспарян.
Ранее мы рассказывали о том, что тюменские дилеры сельхозтехники начали переходить на китайские бренды.
Больше деловых новостей в Telegram-канале РБК Тюмень
Читайте РБК Тюмень в Дзен.Новостях