В Тюмени «созрел» рынок аутсорсинга
Экономический кризис способствует росту популярности аутсорсинга в Тюменской области. Компании в массовом порядке передают внешним партнерам ведение делопроизводства, управление персоналом, бухгалтерский учет, IT, продажи, маркетинг, рекламу, логистику и так далее. За последние три года этот региональный рынок вырос в пять раз, а в 2015 году зафиксирован резкий подъем спроса на данный вид сотрудничества. Консалтинговые компании даже вынуждены создавать специальные отделы для оказания консультаций бизнесменам, решившим прибегнуть к помощи аутсорсеров.
Предпринимательские сообщества объясняют этот ажиотаж вынужденным режимом экономии.
«Использование аутсорсинга стало особенно актуальным в кризис. Это сокращает издержки компаний, - говорит председатель ТРО ООО «Опора России» Эдуард Омаров. - Разумные люди передали определённые бизнес-процессы или производственные функции на аутсорсинг задолго до кризиса. Главная причина –
Эффективная оптимизация затрат – не единственная польза аутсорсинга. Он также позволяет компании сконцентрироваться на ключевых видах деятельности, не отвлекаясь на рутинные процедуры, избежать зависимости от персонала и даже брать своеобразные кредиты.
«Если вы – директор компании и у вас есть подчиненные, вы знаете, что не платить вовремя зарплату или делать какую-то отсрочку запрещено. Но если вы эти трудовые отношения передаете в гражданско-правовые отношения, то есть под договор, с отсрочкой платежа, то это урегулированная законом норма, - поясняет Максим Бендюков. - По большому счету, переходя из своего сервиса в сервис чужой (гражданско-правовой) вы практически получаете кредит, или аванс. На месяц, два, три, в зависимости от финансовой устойчивости вашего партнера, который занимается аутсорсингом. Возьмем, к примеру, бухгалтерский аустсорсинг. Чтобы заплатить за результат работы аутсорсера, нужен отчет. Он делается раз в квартал, то есть аутсорсер получает оплату только раз в три месяца. А свои сотрудники получают каждый месяц».
Для наглядности эксперты предлагают сравнить расходы на штатного бухгалтера и расходы на аутсорсера.
Штатный главный бухгалтер. Расходы в месяц
Заработная плата, получаемая на руки: 70 тыс. руб. (плюс уральский коэффициент)
Налоги и отчисления (подоходный налог, ПФР, ОМС, ФСС) – 34 776 руб.
Аренда рабочего места: около 8-10 тыс. руб.
Канцелярские товары: около 3 тыс. руб.
Расходы на телефон, интернет, электроэнергию, программное обеспечение, содержание оргтехники – около 5 тыс. руб.
Итого в месяц: 122 776 руб. В год почти 1,5 млн рублей. Но самое главное, что за эти деньги никто не дает вам никаких гарантий.
Стоимость аутсорсинга всегда меньше затрат на содержание собственной учетной службы в среднем на 7-15%. Сумма вроде бы небольшая, по итогам года она может превратиться в весьма ощутимые цифры, а направив их в области своего бизнеса с большей эффективностью и отдачей – можно получить приличную прибыль.
При этом стоимость услуг аутсорсера всегда включает не только трудозатраты, но и финансовую ответственность в рамках гражданско-правового договора, которая в результате непрофессионального ведения учета может привести к существенным для компании штрафам и пеням, а порой и к банкротству. За допущенные ошибки и возникшие риски ответственность (вплоть до уголовной) несет не гендиректор, а аутсорсер. Он отвечает своими средствами, поэтому высокий профессионализм и добросовестность – качества для него жизненно необходимые.
Стоит отметить, что именно аутсорсинг бухгалтерского и налогового учета стал самым востребованным в кризис и на сегодняшний день уступает по популярности только клининговым услугам.
По словам специалистов, передача на аутсорсинг бухгалтерских функций в первую очередь интересна компаниям, чьи топ-менеджеры тратят много времени на вопросы организации ведения учета и контроля в ущерб основному предмету бизнеса. Компаниям, менеджеры которых ориентируются на построение прозрачных систем финансового учета (в том числе на основе МСФО), на внедрение эффективного внутреннего контроля и управленческого учета, но при этом не имеют в штате квалифицированного персонала. Коммерческим предприятиям, учреждениям, в которых необходимо оперативно организовать систему бюджетного учета – низкое качество отчетных данных и несвоевременность предоставления отчётности достигло уровней, при которых эффективное управление зависимыми (дочерними) компаниями стало затруднительным. И, конечно же, акционерам, которые стремятся к прозрачности деятельности компаний с целью не только выполнить формальные требования по представлению документов, отчетов, но и получить доступ к кредитным и инвестиционным ресурсам.
При этом, по словам Максима Бендюкова грамотный аутсорсинг не только предложит решения по сокращению издержек, но и поможет удержать предприятие на плаву.
«Аутсорсер – это узкоспециализированный работник. Это человек, который ведет несколько предприятий, сталкивается с различными ситуациями, накапливает большой опыт, видит картину рынков в целом. Он умеет правильно мониторить риски, выявлять имеющиеся резервы. Он знает все возможные варианты решения проблемы и предлагает заказчику самый оптимальный из них, основываясь не на теории, а на практике, - объясняет Бендюков. – Но главное, наличие внешнего партнера позволяет исключить факты коррупциогенности. Как правило, главный бухгалтер или заместитель по экономике или какой-нибудь начальник транспортного цеха, находясь в трудовых отношениях, всегда входят в положение гендиректора и идут у него на поводу. Отсюда возникают коррупциогенные схемы, появляются проблемы с налогами, с потерями, с какими-то санкциями. Независимого аутсорсера нельзя заставить идти на поводу у заказчика по той простой причине, что он рискует своим бизнесом».
Ответственность компании-аутсорсера стала одной из причин, по которой тюменские больницы начали активно выводить функции своих подразделений, отдавать на аутсорсинг доставку лекарств и учет товарно-материальных ценностей. «Главврач всегда подавляет бухгалтера. А теперь произошел резкий скачок, связанный с качеством документооборота. Это факт», - признался один из сотрудников департамента здравоохранения Тюмени, пожелавший остаться неназванным.
Частные компании привлекает в аутсорсинге возможность заполучить узких специалистов в разных сферах.
«Мы отдаем многое на аутсорсинг и будем отдавать. Преимущества этого процесса для нас очевидны - это узкоспециализированные специалисты, новый взгляд на вещи, возможность контроля и при необходимости замены исполнителя», - сказала коммерческий директор группы компаний ТИС Светлана Утешева и добавила, что поначалу могут возникнуть сложности с выбором профессионала. – То есть пока не поработаешь - не понятен результат».
В целом бизнес оценивает тюменский рынок аутсорсинга положительно.
Между тем, сами аутсорсеры пока не готовы обслуживать мелкий бизнес. Во всяком случае, в части бухгалтерских услуг. «Дело в том, что, малый бизнес просто не грамотен, как заказчик. Помимо выполнения непосредственных функций, за эти же деньги приходится еще и обучать заказчика. Приходится проводить реальный ликбез в части понимания правомерности уплаты налогов, создания первичных документов, перехода на нормальную форму гражданско-правовых отношений, - объясняет Максим Бендюков. – Кроме того, многие представители СМБ работают на «серых» схемах. Аутсорсеры эти схемы не поддерживают, не берутся их сопровождать».