«Черный лебедь» туманного Альбиона
На берега Темзы 24 июня приплыл «черный лебедь» под названием Brexit. В пятницу утром стали известны итоги референдума о членстве Великобритании в составе Европейского союза. По итогам подсчета всех голосов, за выход страны из ЕС проголосовали 51,9% избирателей. Свершилось событие, всколыхнувшее мировые финансовые рынки, которые делали ставку на иной исход плебисцита. Каковы первые выводы? Как Brexit может отразиться на Великобритании, Европе и России? Как действовать частным инвесторам в текущей ситуации?
Еще позавчера в реализацию этого сценария не верил практически никто, даже европейские букмекеры. Однако в день голосования чаща весов внезапно склонилась в пользу сторонников Brexit. Как парадоксально не звучало, британский народ определился с будущим, а мировые рынки получили новый мощный фактор неопределенности, ведь прецедентов выхода страны из ЕС еще не было.
Закономерно, спрос на рисковые активы, включая бумаги и валюту развивающихся рынков, и сырьевые товары сегодня ушел в пике. Фьючерсы на Brent упали на 4-5%, отечественная валюта потеряла около 2,5% по отношению к доллару, курс фунта стерлингов к доллару упал более чем на 10% до минимума с 1985 года, опустившись ниже $1,33 за фунт. Ведущие фондовые индексы Европы открылись в красной зоне на 8-10%.
Судя по негативной динамике британского фунта, сырьевых площадок и европейских рынков акций, можно однозначно утверждать, что такой исход голосования стал большим сюрпризом для абсолютного большинства участников.
Экономические и политические риски на европейском континенте в связи с этим усиливаются. Чем рискуют Великобритания и Евросоюз в эконмическом плане? ЕС занимает почти 50% в структуре внешней торговли Великобритании. Таким образом, Британия довольно тесно зависит от своих коллег по блоку и понесет потери от нарушения экономических взаимосвязей. Неблагоприятные изменения валютных курсов также могут ударить по бизнесу и населению страны. Пострадают от наметившегося «развода» и страны Евросоюза. Brexit крайне негативно отразится на прямых иностранных инвестициях, торговле, рынке труда, бюджете самого экономического блока.
В свою очередь политические риски от Brexit могут поставить Старый Свет перед новыми вызовами. Примеру Великобритании в ближайшие годы могут последовать и другие члены ЕС, где в последние годы усилились позиции евроскептиков. Напомню, что на 26 июня запланированы генеральные выборы в Испании, а в 2017 году пройдут выборы в Германии, Франции и Нидерландах.
Таким образом, Brexit может оказаться первым серьезным звоночком для будущего единой Европы, а властям ЕС предстоит очень непростой период, за который необходимо будет с максимальной осторожностью и гибкостью в финансовом и политическом измерениях решать беспрецедентный исторический вопрос и не допустить при этом «эффекта домино».
Замечу, что сам по себе Brexit еще далек от того, чтобы стать свершившимся фактом. Окончательное решение будет приниматься парламентом. Предстоят длительные консультации и обсуждения. Членство Великобритании в ЕС может быть прекращено через два года после подачи уведомления о выходе. Пока же формально ничего не изменилось – Великобритания остается членом ЕС и продолжит исполнять все обязательства, предписанные Договором о Европейском союзе.
Если говорить о влиянии итогов Brexit-референдума на Россию и рубль, то оно опосредованно и умеренно-негативно.
В обозримой перспективе мы можем пострадать от сопутствующего снижения цен на нефть – ключевую «переменную» для России. Рубль уже теряет позиции на эмоциональном падении нефти, не исключено, что в ближайшие дни он может выйти за 67/1USD. Однако прочих явных поводов для ускорения ослабления российской валюты сейчас не видно.
Факторы, которые вызвали двукратный рост нефтяных цен с начала года, никак не связаны с Великобританией и продолжают действовать. Например, добыча и запасы в США по-прежнему показывают снижение. По данным EIA, за прошедшую неделю запасы снизились на 0,9 млн баррелей, а добыча уменьшилась на 39 тыс. – до уровня 8,677 млн баррелей в сутки.
Поддержку рублю продолжает оказывать налоговый период в России. Я думаю, что уже в течение текущей недели эмоции улягутся, и пара рубль-доллар вернется ближе к текущим значениям.
Резюмируя, замечу, что в целом, Brexit – это в большей степени история Европы и их политиков, нежели нашего рынка. Первая реакция наших индексов это вполне подтверждает, сопоставимого падения с европейскими рынками мы не видим. Кроме того, итоги британского референдума могут отсрочить повышение ставок ФРС США, что в конечном итоге выгодно для рисковых активов.
Тем не менее, в текущей ситуации я бы рекомендовал не торопиться с инвестированием в какие-либо активы. Возможно, некоторый период времени стоит оставаться в инструментах с фиксированной доходностью, например, в облигациях с близким сроком погашения.